В 2024 году научная и культурная общественность всего мира отмечает знаменательные даты семьи Рерихов: 150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха, всемирно известного русского художника, учёного, путешественника и общественного деятеля, 145 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих, выдающегося мыслителя ХХ века, писателя, и просветителя, 120 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха, выдающегося художника, искусствоведа, естествоиспытателя, педагога, общественного деятеля.
Корни Н. К. Рериха и его жены, «другини и вдохновительницы», Елены Ивановны (урожд. Шапошниковой) ведут к Псковской земле. Сам Николай Рерих в дневнике писал: «Псковский край близок нам по многим причинам. Бабушка Татьяна Ивановна Коркунова-Калашникова была исконной псковичкой. Эти фамилии с древних времён связаны с Псковом. Одни из первых моих археологических изысканий тоже относятся к Псковской области. А область эта очень красива и богата древними поселениями. Вспомним Вышгород и все прилегающие к нему различноцветные холмы, леса, озёра и пёстрые пашни. Порховский уезд — один из самых живописных. В нём много старинных усадьб. Одни из самых первых староусадебных впечатлений связаны именно с Порховским уездом».
Заметим, матери Н. К. Рериха — Марии Васильевне Рерих (урожд. Калашниковой, во втором браке Коркуновой) в этом же году исполняется 180 лет со дня рождения. (Связь Рерихов с Псковской землёй прослежена в работах выдающегося псковского краеведа Н. Ф. Левина и научного сотрудника Музея-института семьи Рерихов И. С. Аникиной). Мария Васильевна происходила из купеческого рода, родилась в городе Острове, в семье Василия Ивановича и Татьяны Ивановны Калашниковых. Вскоре после рождения Марии отец умирает, предполагается, во время эпидемии холеры 1848 года. Тогда мать, Татьяна Ивановна, вышла замуж вторично, за крестьянина Павла Коркунова, и в 1856 году родила сына Александра — будущего крёстного отца Николая Рериха.
Мария и Константин, родители художника, познакомились 26 января 1860 года, когда в Остров из Пскова пришёл первый поезд. Это было важное событие в жизни всего города, через него проходила дорога Санкт-Петербург – Варшава. Константин Рерих, служащий агентства железных дорог, характеризовался как человек отличных нравственных качеств, «с полным усердием и совершенным знанием дела» исполняющий свои обязанности. Константин Фёдорович исполнял сперва обязанности рисовальщика, затем приходорасходчика при сооружении железнодорожной линии Санкт-Петербург – Варшава, затем в Финансовом отделении — счетовода и старшего счетовода. Венчались Мария Калашникова и Константин Рерих 16 октября 1860 года на родине невесты в Троицком соборе города Острова.
Дядя и крёстный Николая Рериха — Александр Павлович Коркунов (1856–1913) — уроженец города Острова, выдающийся русский врач и организатор медицины, первым в России открыл рентгенологический кабинет, спустя год после опубликования немецкого физика Рентгена об открытии им Х-лучей. В 1890–1906 годах возглавлял кафедру медицинской диагностики и организовал Терапевтическую факультетскую клинику медицинского факультета Томского университета. Им напечатано несколько работ на русском и немецком языке. С 1907 года, на пенсии проживал со своими сыновьями в Пскове, активно включался в общественную и политическую жизнь, также стал членом Общества псковских врачей, членом Лиги борьбы с туберкулёзом, читал лекции и бесплатно консультировал в лечебнице Алексеевской общины сестёр милосердия. Смерть профессора наступила 19 марта (по ст. ст.) 1913 года в результате сердечного приступа, который случился с ним во время выборов в Псковскую городскую думу. Известны псковские адреса Коркунова: ныне Октябрьский пр., 38, Некрасова, 25, дача Шведта в Торошино, а также Псковская мужская гимназия (ныне школа № 1), в которой учились его сыновья, а он был заместителем председателя родительского комитета школы. Заметим, что Коркунов писал об экзаменах: «новый проект об экзаменах, нервируя своею неопределённостью учеников в течение целого года, повысит процент заболеваний нервной системы, … а также сократится время каникул, необходимое для отдыха учащихся»; он подробно изложил свою точку зрения и отправил мотивированную Записку в Министерство народного просвещения. Это о нём Николай Константинович напишет, вспоминая свои университетские годы: «Через дядю Коркунова шли вести из медицинского мира. Звал меня в Сибирь, на Алтай. Слышались зовы к далям и вершинам — Белуха, Хан-Тенгри!» или «Мой покойный дядя, профессор Томского университета Коркунов,ещё в детстве моём звал меня постоянно на Алтай: “Лучше приезжай скорей, — писал он, — всё равно на Алтае побывать придётся”. Действительно так!».
ЕЛЕНА ИВАНОВНА РЕРИХ
Мать Елены Ивановны Рерих — Екатерина Васильевна Шапошникова, урождённая Голенищева-Кутузова — также имеет связь с Псковской губернией. Она родилась в селе Канищево Холмского уезда Псковской губернии у отставного полковника Василия Ивановича Голенищева-Кутузова и его жены Анны Васильевны (урожд. Азарьевой) в 1857 году, её крестили в местной церкви Тихвинской иконы Божьей Матери. Её отец приходился Светлейшему князю Михаилу Илларионовичу двоюродным племянником. Она росла в шумной и весёлой компании братьев и сестёр. Вместе с ними получила домашнее образование. Другом семьи был композитор М. П. Мусоргский. В Канищеве он работал над эскизами своих произведений, проводил время в кругу детей; своим маленьким кузинам (Евдокии, Екатерине, Анастасии и Людмиле) Модест Петрович придумал шутливые имена — Додонский, Катонский, Стасенский, Людонский. Позже Евдокия и Екатерина учились в Смольном институте. Евдокия была не только старшей сестрой, но и лучшей подругой, задушевной собеседницей и советчицей. В 1877 году Екатерина выходит замуж за преподавателя Строительного училища Ивана Ивановича Шапошникова. Екатерина Васильевна потеряла нескольких своих детей, и Елена стала для неё утешением в жизни. Елена росла очень самостоятельной, «была страшно горда, не особенно послушна, <…> не признавала ничьего авторитета, любила уходить одна играть в свои игры, думать или же играть с кузенами в дикие воинственные игры (американских индейцев)». Екатерина Васильевна очень любила свою Лялю, но не могла понять, почему обычным играм со сверстниками, поездкам на детские праздники и балы её дочь предпочитает одиночество, чтение книг или же созерцание природы. Необычные видения и переживания, которыми делилась Елена с матерью, предвидение дочерью многих случавшихся позже событий пугали Екатерину Васильевну. Она, приписывая эти явления болезненному нервному состоянию Елены и запрещала ей говорить об этом. Елена, став взрослой, имела успех в обществе, но отказывала тем женихам, которые, по мнению матери, подходили бы ей в мужья. Требовалось время, чтобы семья Елены приняла мысль, что та выйдет замуж за Николая Рериха. Всё же он, ещё будучи женихом Елены Ивановны, в своих письмах к ней с теплотой отзывался о Екатерине Васильевне, замечая, что она «очень добрая и сердце у неё доброе и хорошее».
Николай Константинович, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи необычайно высоко ценили роль Елены Ивановны как светлого гения семьи, подвигавшего всех её членов на духовные и творческие свершения.
«Моя Матушка, — вспоминал Святослав Николаевич Рерих, — очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью, следила за нашими интересами, порывами и чувствами. Она никогда не настаивала ни на чём, никогда не старалась как-то нас убедить в чём-то, но она всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно. Мой брат с самых ранних лет интересовался историей, поэтому она бережно собирала для него книги, которые бы ему помогли, были интересны, и вместе с ним ходила по музеям, учреждениям, которые могли как-то его направить. Юрий Николаевич, мой брат, интересовался вначале Египтом, одновременно и Центральной Азией. И этот интерес у него остался на всю жизнь... У меня рано пробудился интерес к естественным наукам. Я очень интересовался орнитологией, зоологией. Елена Ивановна доставала мне все нужные книги, которые только могла найти. Она покупала нам чучела птиц, жуков. Кроме того, меня привлекали красивые камни, минералогия. Она тоже собирала для меня всевозможные уральские и другие камни <…>. Таким образом, наш маленький мир был насыщен замечательными впечатлениями. Перед нами открывался новый и богатый мир. Мы всегда присутствовали при всех разговорах Николая Константиновича, Елены Ивановны, слушали всё, что они говорили. Это имело большое влияние на нас».
«Самое страшное, — писала она, — это развить в ребенке эгоизм и скупость, ибо эти свойства ограничат и его мышление». «…Нужно проявить максимум твердости и утверждать всякое проявление чуткости сердечка и зорко подмечать влечения». «В детстве я очень следила за их наклонностями, вкусами и чтением. Никогда не давала им читать пошлейшие рассказы для детского возраста. Любимым чтением их были книги, популярно изложенные профессорами по всем отраслям знания…».
ШКОЛА, КОТОРАЯ ВОСПИТЫВАЕТ ГЕНИЕВ
В 1883 году Николай Рерих поступил в гимназию Карла Мая. Когда родители привели Николая в школу для знакомства с директором, К. И. Май, пообщавшись с новым учеником, прозорливо заметил: «Будет профессором». Сам Карл Иванович преподавал в гимназии географию, очень любил этот предмет и всемерно прививал любовь к ней и своим ученикам.
Девизом гимназии стало изречение основоположника научной педагогики чешского педагога-гуманиста XVII века Я. А. Коменского: «Сначала любить — потом учить». В педагоги гимназии приглашались только люди, отличавшиеся высокими профессиональными и нравственными качествами, по принципу научной и педагогической одарённости. К. И. Май создавал свою школу на новых принципах, и, применяемые в совокупности, они быстро поставили его школу в ряд лучших для своего времени.
- Давать ученикам только истинные знания.
- Образование и воспитание — конечная цель всякого преподавания.
- Нельзя всех и каждого стричь под один гребень.
- Ум, нравственные качества, эстетическое чувство, воля и здоровье ученика в равной степени должны быть заботой учителя.
- Те занятия плодотворны, где требуется от учеников самостоятельность, а самые знания приноровлены к их силам.
- Пример преподавателя — самое действенное средство воспитания.
- Дисциплина — ещё не воспитание.
- Воспитание имеет целью не сломить волю ребёнка, а образовать её.
- От юного существа можно добиться всего доверием.
- Наказание работает, если оно понятно провинившемуся и вполне соответствует тяжести содеянного проступка.
- Главная задача — подготовить ученика к труду, полезному для общества.
АНАСТАСИЕВСКАЯ ЧАСОВНЯ В ПСКОВЕ
Дело Е. И. Рерих продолжает Благотворительный фонд, носящий её имя. Им ведётся целевая благотворительная программа «Сохранение Анастасиевской часовни с росписями по эскизам Н. К. Рериха» (2020–2026). Эта жемчужина псковской архитектуры, соединившая двух великих творцов — архитектора А. В. Щусева и художника Н. К. Рериха. Она уникальна тем, что представляет собой один из немногих храмов зодчего, сохранившихся на территории современной России, а её росписи — редкий образец дошедших до наших дней монументального искусства Н. К. Рериха.
Часовня, являющаяся объектом культурного наследия федерального наследия, может исчезнуть, а потому нуждается в срочной реставрации и возвращении ей исторического облика. Состояние памятника оценивается как критически аварийное из-за биопоражений (вследствие сырости) и вибраций от находящегося рядом Ольгинского моста. Фрески и сама часовня как архитектурный памятник могут исчезнуть навсегда.
В целом роспись посвящена небесной защите града и паствы: в первом случае — с мечом в руке — протекции небесного воинства, во втором — через молитву. Колорит росписей построен на контрасте доминирующих цветов — насыщенного синего и жёлтого. Красный, зелёный, коричневый, белый присутствуют лишь локальными пятнами.
В 1913 году, вероятно, когда освящали часовню Щусев писал Рериху: «Хочу Вам сообщить о псковской часовне со слов Чирикова: она окончена, поставлен иконостас и пр., вышло очень хорошо». Катаклизмы ХХ века тяжело отразились на часовне: в 1924 году её закрыли, позже в ней размещались касса кинотеатра, газетный киоск, керосиновая лавка; в годы Гражданской войны и Великой Отечественной войны мост не раз взрывали и восстанавливали. В 1969 году часовню предлагали снести как не представляющую никакой художественной и исторической ценности. Благодаря главе Производственной группы по охране памятников архитектуры Э. М. Петуховой, искусствоведу Н. Н. Померанцеву, архитектору Н. С. Рахманиной удалось памятник отстоять, доказать авторство Щусева и Рериха, поставить её на государственную охрану. Как сложится дальнейшая судьба часовни? Неужели на Псковской земле, которая была близка Рериху «по многим причинам», чья бабушка была коренной псковичкой, чьи первые археологические изыскания были проведены тут, и мысли об организованной охране культурных ценностей появились после поездок по древнерусским городам, так равнодушно и незаметно дадут пропасть такому удивительному памятнику?
Подробные сведения о часовне Св. Анастасии в Пскове можно узнать в специальном выпуске журнала «Третьяковская галерея» в статье Сергея Колузакова, а также на сайте Псковского музея-заповедника, в ведении которого находится этот памятник федерального значения. Истории часовни посвящен фильм «Анастасия – значит Возрождение».
ПАКТ РЕРИХА и ЗНАМЯ МИРА
Идея создания организованной охраны культурных ценностей возникла у Николая Константиновича Рериха ещё в самом начале XX столетия при изучении памятников отечественной старины, в том числе после поездки по Псковской губернии. В 1903 году Рерих выступил в Обществе русских архитекторов в Петербурге с докладом о плачевном состоянии исторических памятников и о срочных мерах для их охраны. Тогда же он писал: «Обыкновенно у нас принято всё валить на неумолимое время, а неумолимы люди, и время лишь идёт по стопам их точным исполнителем всех желаний». Русско-Японская война, Первая мировая война приводили к мысли о необходимости защиты памятников истории и культуры. В 1929 году, после окончания многолетней Центрально-Азиатской экспедиции, он снова, но уже в более широких масштабах, вынес на обсуждение мировой общественности вопрос об охране культурного достояния народов при вооружённых столкновениях.
15 апреля 1935 года был подписан так называемый Пакт Рериха — первый в истории международный договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. В честь принятия Пакта ежегодно 15 апреля отмечается Международный день культуры. Рерих писал: «Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительских обществах одновременно будет посвящён день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ…».
В 1996 году была создана Международная Лига защиты Культуры. В этой общественной организации активно работал Д. С. Лихачев. Он высоко оценивал творческую и общественную деятельность Н. К. Рериха и предложил в продолжение Пакта Рериха разработать «Декларацию прав культуры», потому что «не только человек имеет права в этом мире, но и культура. Она должна поощряться государством, потому что всякая страна, и всякий народ, и всякое государство существуют только ради культуры…».
Идея Пакта, предложенная Рерихом, была сама по себе близка идее Красного Креста. В статье «Красный Крест культуры» Рерих писал: «Человечество привыкло к знаку Красного Креста. Этот прекрасный символ проник не только во времена военные, но внёс во всю жизнь ещё одно укрепление понятия человечности. Вот такое же неотложное и нужное от малого до великого и должен дать, подобный Красному Кресту, знак Культуры». Знамя мира является отличительным флагом Пакта Рериха. Для него художник нашёл лаконичную, красивую и убедительную форму. Он описывал: «Предложенный флаг есть символ всего Мира, не одной страны, но всего цивилизованного Мира. Предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединённые амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения. Хотя мы не знаем, когда именно это Знамя будет развеваться над всеми культурными памятниками, но несомненно, что семя уже взросло. Оно уже привлекло внимание больших умов и устремляется от сердца к сердцу, пробуждая ещё раз среди людских множеств идею Мира и Доброжелательства».
О том, что можно прочитать о Николае Рерихе и его творческом наследии в фонде Псковской специальной библиотеки — в списке литературы.
Использованные материалы:
1. Аникина, И. С. «Мой дядя самых честных правил»: (очерк жизни и деятельности А. П. Коркунова – родного дяди Н. К. Рериха) / И. С. Аникина, Н. Ф. Левин // Псков. 2008. № 29. С. 148-153.
2. Аникина, И. С. Боевой офицер и псковский помещик Василий Иванович Голенищев-Кутузов [об дедушке Елены Ивановны Шапошниковой, в замужестве Рерих] // 2006. № 25. С. 136-150. Аникина, И. С. Муличка, урождённая Голенищева-Кутузова : [о Екатерине Васильевне Шапошниковой, которая вышла замуж за петербургского архитектора Ивана Ивановича Шапошникова и стала матерью Елены Ивановны, в замужестве Рерих] / И. С. Аникина // Псков. 2005. № 22. С. 193-205.
3. Аникина, И. С. Островская мещанка Калашникова-Рерих: набросок жизнеописания материи Н. К. Рериха // Псков. 2005. № 23. С. 188-198.
4. Заключение по «Делу Рерихов в городе Острове» [Электронный ресурс] / Н. А. Валеева // Наследие Земли Псковской : Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Псковской области. – URL: http://nasledie.pskov.ru/projects/2019/02/zaklyuchenie_po_delu_rerihov_v_gorode_ostrov_valeeva_n_a?ysclid=m1tahfe7o7139450178..
5. Иванова, В. К Художник Н. К. Рерих и псковская старина (по материалам статей и выступлений художника) // Псков. 2003. № 19. С. 117-127.
6. Колузаков, С. Часовня Святой Анастасии в Пскове: творческий союз А. В. Щусева и Н. К. Рериха / Сергей Колузаков // Третьяковская галерея (специальный выпуск). 2021. № 2. С. 3-36 : илл.
7. Левин, Н. Ф. Предки Рериха жили в Островском уезде // Новости Пскова. 1997. 22 дек.
8. Рерих, Н. К. Псков. Листы дневника [Электронный ресурс] // Рериховская библиотека. – URL: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh/n-k-rerikh-2/1049-pskov.
9. Часовня Святой Анастасии [Электронный ресурс] // Псковский музей-заповедник. – URL: https://museumpskov.ru/locations?slug=chasovnya_svyatoj_anastasii&ysclid=m1t52nssd7180684173
Выставка открыта до конца октября.
Псков, ул. Набат, 5.
Телефон 8(8112)72-42-53.
Материал подготовила: Елена Сторокожева, главный библиограф о.с.п. «Псковская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих».