180006, г. Псков, ул. Набат, д. 5
(здание Колледжа культуры и искусств, вход с ул. Первомайской)
Отдел обслуживания: (8112) 72-42-53 Администрация: (8112) 72-89-49

Понедельник-пятница: 9.00-18.00
Суббота: 10.00-16.00
Выходной день - воскресенье
Санитарный день - последняя пятница каждого месяца

Адреса пунктов выдачи:

Пункт выдачи №1 г. Невель
ул. Энгельса, 2.

Пункт выдачи №2 г. Великие Луки
ул. Новослободская, 10/1.

Пункт выдачи № 3 г. Печоры
ул. Юрьевская, д. 3а.


6 декабря исполняется 120 лет со дня рождения великого русского поэта, чинаря и ОБЭРИУта, лучшего друга Даниила Хармса, соавтора великолепных и непревзойдённых детских журналов 1920-1930-х годов «Чиж» и «Ёж» Александра Ивановича Введенского.

Это имя долго оставалось малоизвестным в нашей стране. К счастью, сейчас его книги издаются, а стихи печатаются даже в школьных учебниках. Известен он больше как детский автор, при жизни было напечатано всего два «взрослых» стихотворения. Как говорил сам Введенский, его интересуют вопросы: Бог, смерть, время. Он автор лирико-философских стихотворений, разрабатывающих эсхатологические мотивы Божественного вмешательства, нескольких драматических сочинений, например, «Ёлка у Ивановых», поэма-мистерия «Кругом возможно Бог». В его произведениях есть элементы карнавального «переворачивания» и маскарадной образности. В 1923–24 годах сотрудничал с футуристом И. Г. Терентьевым, в 1925–1926 годы входил в возглавлявшийся поэтом А. В. Туфановым «Заумный орден DSO», в рамках которого создал вместе с Д. И. Хармсом «школу чинарей»; с ним же и с Н. А. Заболоцким участвовал в работе театра «Радикс» (при Институте художественной культуры под эгидой К. С. Малевича). С конца 1927 года является членом Объединения Реального Искусства (ОБЭРИУ). В 1931 году арестован. После возвращения в Ленинград из годичной ссылки Введенский продолжил творческое общение с Д. И. Хармсом, Н. М. Олейниковым, а также философами Л. С. Липавским и Я. С. Друскиным. В 1941 году был повторно арестован в Харькове и погиб в ходе «превентивной эвакуации». В 1964 году полностью реабилитирован за отсутствием состава преступления.

 

Введенский жил и творил 1920-1930-е годы. В это время молодое советское государство строило новую жизнь, строй и желало воспитать новых людей – без именин, новогодней ёлки, Рождества и прочего. А что же займёт их место? Одна из идей воспитания заключалась в том, чтобы исключить всякие сказки, фантазии и «нелепицы». Упор должен был сделан на реальный мир. Всю прелесть по-настоящему детского мира надо было заменить «простыми познавательными рассказами из жизни».

 

Максим Горький со страниц газеты «Пионерская правда» обратился к ребятам с вопросами: Что вы читаете? Какие книги нравятся вам? Какие книжки вы желали бы прочитать?

Горький получил более двух тысяч одиночных и коллективных писем, письма были переданы С. М. Маршаку, возглавившему Детиздат. Как он вспоминал, что «нелегко было перейти от комнатного “задушевного слова” к трансляции, рассчитанной на самые глухие уголки Советского Союза». Хотя надо заметить, он за несколько лет до этого начал выпускать замечательные детские журналы «Чиж» и «Ёж». Маршак искал и привлекал к работе новых авторов. Среди них был и Александр Введенский, а также компания весёлых, молодых и смелых людей, ставших друзьями: Николай Олейников, Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Евгений Шварц, Евгений Чарушин, Борис Житков, Виталий Бианки и другие. Постепенно вокруг Маршака сформировалась своя редакторская школа. «Сюда, как на огонёк, – вспоминал Л. Пантелеев, – забегают по делу и без дела писатели и художники. Почти все они мастера поострить, поязвить, покаламбурить, хотя и в самой редакции среди её штатных сотрудников, тоже больше, чем достаточно шутников и острословов. Тут ведь работают такие мастера смеха, как Андронников, Шварц, Олейников».

Возникшие в Ленинграде журналы – это не просто страница истории, а особый культурный феномен, объединивший талантливых писателей и художников. Журналы составили целую эпоху в литературе, графике и издательском деле. Поэтому, мы хотели собрать на своей выставке этих мастеров смеха, замечательных писателей и друзей. Мы представляем не только произведения Александра Введенского, но и его друзей по жизни и по журналам «Чиж» и «Ёж»: Даниила Хармса, Евгения Шварца, Нины Гернет и других.

 

выставка к юбилею введенского

 

Александр Введенский родился в семье не совсем обычной. Отец служил в ведомстве, занимавшемся обустройством крестьян-переселенцев, часто бывал в командировках, в том числе с семьёй. Александр, будучи ещё ребёнком, побывал в Иркутске и Владивостоке. Очень близкие отношения были у Александра с матерью. Она была врачом-гинекологом и, вероятно, одной из первых в России женщин, кто защитил докторскую диссертацию по медицине.

Введенский учился в гимназии Лентовской (которую позже окончил и Д. С. Лихачев, сейчас эта школа носит его имя). В то время учителя писали характеристики на всех учеников. Читаем, что пишет учитель истории Якубовский: «Прекрасный, быть может, лучший по моему предмету ученик в классе. Развит, способен, активен, в беседах интересен. Влияет на класс благотворно». В следующем году мнение меняется: «Один из способных учеников класса. К сожалению, обнаруживает такие черты, которые в будущем мало чего хорошего обещают ученику. Несмотря на высокую для возраста и для класса интеллигентность, проявляет во всём легкомыслие и поверхностность. С пылом молодой, юной души бросается на что-нибудь новое, но очень скоро остывает. Склонности и вкусы ученика в гуманитарной области». Другой учитель, Л. В. Георг: «Хороший человек; развит, способен, но чрезмерно болтлив с учителем. Говорит охотно и много. Необходимо останавливать. Любознателен, но в суждениях не самостоятелен и поверхностен. Несмотря на свой рост, ещё большой ребёнок». В школе учился, а позже дружил с Яковом Друскиным (стал философом и музыковедом) и Леонидом Липавским (стал также философом и лингвистом). Позже его запомнили, как человека отчаянного и большого щёголя.

Его взрослый образ, и взрослая лирика очень отличается от детской. Можно даже подумать (или не догадаться), что это пишет один и тот же человек. «Его мягкие, тонкие, обаятельные детские стихи всё-таки очень косвенно, по касательной, связаны с той революцией, которую он совершил в поэзии для взрослых» – так пишет Валерий Шубинский в книге «Старая книжная полка».

Его самое прославленное «взрослое» стихотворение «Элегия»:

Осматривая гор вершины,

их бесконечные аршины,

вином налитые кувшины,

весь мир, как снег, прекрасный,

я видел горные потоки,

я видел бури взор жестокий,

и ветер мирный и высокий,

и смерти час напрасный.

 

А вот самое знаменитое детское:

Дядя Боря говорит,

Что

От того он так сердит,

Что

Кто-то сбросил со стола

Три тарелки, два котла

И в кастрюлю с молоком

Кинул клещи с молотком;

Может, это серый кот

Виноват?...

 

В его прозе («Повесть о девочке Маше, собаке Петушке и кошке Ниточке», «Лето») очень естественно и лирично сливаются мир детской игры, быта, сказки и сна. Александр Введенский переводил сказки братьев Гримм.

 

Даниил Ювачев родился в семье морского офицера, революционера-народовольца, узника Шлиссельбургской крепости, метеоролога на Сахалине (встречался с Чеховым!), участника гидрографической экспедиции в Туркестане, архивного работника и искусствоведа-любителя Ивана Павловича Ювачева. Своего сына назвал в честь библейского пророка Даниила. Дар пророчества передался ему по наследству. О своих первых минутах жизни оставил противоречивые воспоминания, говорил, что появился на свет из икры. Первые стихи были подписаны Даниэль Шарм. А сейчас его имя известно всему миру. И по сей день кошек лечат воздушными шариками и вовсю скороговорят по-иван-торопышкински. Хармс завораживал ребят своим чтением: «Как-то после выступления все его слушатели встали и пошли за ним, как за гаммельнским крысоловом, - до самого подъезда, и стояли. Смотрели вслед».

 

Нина Владимировна Гернет говорила: «Дороже всего для меня – детский смех и детская радость. Смех ребёнку необходим, как хлеб, и я не представляю себе, что унылый человек, без чувства юмора, без любви к смеху, может быть хорошим гражданином». Она древнего рода, происходит от нормандских баронов. Вероятно, её давние предки передали ей любовь к морю, знание водной стихии – она прекрасно плавала с малых лет. Она родилась в Одессе, на берегу Черного моря. В семье было пятеро детей, всех учил плавать старший брат: отплывали на лодке в море, и он бросал «ученика» в море, после первых бульков вылавливал. Все научались плавать очень быстро. Однажды она даже уснула, качаясь, отдыхая на волнах, к счастью, все-таки смогла найти путь обратно. Нинина мама держалась твёрдой позиции: дети должны быть здоровыми, а для этого нужны только свежий воздух и хорошее питание. Им разрешалось всё что заблагорассудится, запрещалось только тонуть. На море можно собирать красивые камешки, ловить скумбрию и даже ходить по морю пешком. В юности посещала собрания «Коллектива поэтов» в Одессе. Работала в дефектологическом доме-интернате. Позже переехала в Ленинград, работала в редакции журнала «Чиж» и стала главным редактором, после Маршака, и была душой этой редакции. Известна своими пьесами для кукольного театра, в 1940-1960-е годы сотрудничала с театром Образцова. Её пьесы: «Волшебная лампа Алладина», «Маугли», «Царевна-лягушка» и др. Свою известность и даже славу – в 1980 году Нина Гернет была избрана почетным членом UNIMA (Международный союз кукольных театров) – воспринимала спокойно. «Я нырнула в кукольный театр, полный тайн и вопросов, с твёрдым решением все их постигнуть и сознательно овладеть искусством кукольной драматургии». Нина Гернет настоящая добрая волшебница, и дороже всего были для неё её маленькие читатели и детский смех. На выставке представлена очень весёлая и добрая повесть Нины Гернет «Катя и крокодил», она опубликована в журнале «Детское чтение», напечатанном рельефно-точечным шрифтом. Это невероятно смешная история о том, как девочка Катя Пастушкова взяла на ответственное хранение зверей у мальчика Мити. Да не простых кошечек и собачек, а черепаху, двух ангорских кроликов, говорящего скворца и самого настоящего нильского крокодила.

 

Всем известен великий сказочник Евгений Львович Шварц. А если кто-то не читал его книги, то все смотрели фильм «Золушка» с потрясающими артистами: Яниной Жеймо, Василием Меркурьевым, Эрастом Гариным и Фаиной Раневской в главных ролях; «Сказку о потерянном времени» или фильмы М. Захарова: «Обыкновенное чудо», «Убить дракона» и другие. В жизни, правда, Евгений Львович даже писателем никогда себя не называл. Он стеснялся. Он был уверен: «Вслух можно сказать: я член Союза писателей, потому что это есть факт, удостоверяемый членским билетом, подписью и печатью. А писатель — слишком высокое слово...». Он всегда так думал. Он сделал свой выбор в самом раннем детстве, ещё не переступив порога школы, но это была великая тайна. Только один раз маленький Женя Шварц довольно странным образом ответил на мамин вопрос «кем же ты будешь?»: «Я от застенчивости лёг на ковёр, повалялся у маминых ног и ответил полушепотом: «Романистом». В смятении своём я забыл, что существует более простое слово «писатель»... Но я... не сомневался, что буду писателем». Мы предлагаем читателям, изданные рельефно-точечным шрифтом Брайля «Новые приключения Кота в сапогах», «Два брата».

 

На нашей выставке собрались произведения больших и добрых сказочников, весёлых, умных и добрых друзей. Приглашаем вас, дорогие читатели, окунуться в мир смеха и веселья в честь дня рождения одного из них – Александра Введенского!

 

выставка книг к юбилею введенского

 

Выставка открыта до конца декабря 2024 года.

Справки по телефону: 8(8112)72-42-53

Адрес: Псков, улица Набат, дом 5.

 

Подготовила главный библиограф о. с. п.  «Псковская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих» Елена Сергеевна Сторокожева.