180006, г. Псков, ул. Набат, д. 5
(здание Колледжа культуры и искусств, вход с ул. Первомайской)
Отдел обслуживания: (8112) 72-42-53 Администрация: (8112) 72-89-49

Понедельник-пятница: 9.00-17.30
Суббота: 10.00-16.00
Выходной день - воскресенье
Санитарный день - последняя пятница каждого месяца

Адреса пунктов выдачи:

Пункт выдачи №1 г. Невель
ул. Энгельса, 2.

Пункт выдачи №2 г. Великие Луки
ул. Новослободская, 10/1.

Пункт выдачи № 3 г. Печоры
ул. Юрьевская, д. 3а.

Версия для слабовидящих

В последнее воскресенье сентября отмечается Международный день глухих. Он был учреждён в 1951 году в честь создания Всемирной федерации глухих. Цель дня – привлечение внимания и повышения информированности общества к проблемам, с которыми сталкиваются люди с глухотой и нарушениями слуха.

Поддержкой людей, имеющих нарушенный слух, в нашей стране с 1926 года занимается Всероссийское общество глухих, которое насчитывает более 800 местных отделений по России.

В этот день обычно проводятся всевозможные культурные, спортивные, просветительские, благотворительные мероприятия.

В нашей библиотеке открыта выставка «Мир (без) звуков».

Звуки, слух, тишина – это важнейшие понятия в жизни отдельного человека и всего человечества, поэтому мы рассмотрим не только сугубо профессиональную литературу.

 

Почему этот день важен не только для специалистов, людей с нарушенным слухом и их родных? Есть несколько причин:

  • Мы все разные и, желательно, понимать с кем рядом ты живёшь, а главное – найти общий язык. А глухих и людей с нарушенным слухом, к сожалению, очень много. В России проживает более 13 миллионов людей с нарушением слуха, в том числе более 1 миллиона – дети.
  • Потерять слух, к сожалению, довольно просто, а восстановить – нет. Причины снижения слуха разные: осложнения гриппа, недолеченный насморк, слишком громкие звуки (музыка или производственные шумы), удары, травмы уха и другое.
  • Привлечение внимания к миру звуков, жестам, умение слышать и слушать, понимать другого человека – важно, как для слабослышащего, так и для человека, слух которого в норме.

 

Что такое слух? Слух – способность человека (живого организма) воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. В основе этой способности лежит деятельность слухового анализатора.

Первоначальными, жизненно важными стимулами, формировавшими слух, были звуки живой и неживой природы.

Возможности человеческого слуха ограничены, поэтому мы не воспринимаем инфра- и ультразвуки, так как в них нет биологической целесообразности.

Для человека особым и чрезвычайно важным фактором формирования слуховой функции является членораздельная речь.

Помимо речевых есть ещё и другие культурные формы звуков, таких как музыкальные звуки, звуки трудовых процессов и др. Мы можем выделить слух музыканта, врача, регулировщика машины и т.д.

 

Глухие и плохо слышащие люди общаются друг с другом разными способами. При помощи устной речи, письменной речи, жестовой речи, дактильной речи, естественных жестов, альтернативных средств коммуникации. Способ общения зависит от разных причин: возраста потери слуха, степени снижения слуха, от среды, в которой воспитывался ребёнок, наличия дополнительных нарушений.

 

Жесты и мимика.

 

Заметим, что естественные жесты и мимика играют большую роль в жизни любого человека. Ими широко пользуются и люди с нормальным слухом, особенно при общении с малышами. Даже ребёнок с нормальным слухом сначала научается общаться с окружающими с помощью мимики, взглядов, движений тела, голосовых реакций (крик, гуление, лепет), естественных жестов. Известный всем в мире указательный жест возникает на заре человеческой жизни из желания дотянуться, взять что-то интересное. Все вместе они составляют предречевые средства общения – протоязык.

Известно, чем лучше ребёнок овладевает протоязыком, тем лучше у него развивается речь. Люди используют жесты в любом возрасте, так наша речь становится более выразительной и понятной. Если взрослый, разговаривает с плохо слышащим малышом, использует выразительную мимику и сопровождает речь естественными жестами, то это помогает малышу понимать взрослого и запоминать слова.

Заметим, что в культуре жесты и мимика хорошо представлены. Есть такой вид театрального действа как пантомима. В театре ещё в древности использовали свои, определённые жесты для усиления выразительности. Например, горе – воздетые к небу руки, закрытые рукой глаза – стыд.

 

Североамериканские индейцы Великих Равнин, говорившие на разных языках, использовали жестовый язык. Время возникновения языка не известно. Европейцы, прибывшие в Америку, отмечали, что индейцы используют его. Этот язык включает около 500 знаков, изображавшихся определённым положением рук, головы и выражением лица. Позднее заинтересованные белые его также выучили. В СССР в свое время был снят фильм (в двух версиях – научной и научно-популярной) фильм «Язык жестов североамериканских индейцев» (1935). Это стало возможным благодаря Арчи Финнею из племени не-персе, который учился в нашей стране.

 

Время от времени писатели также обращаются к теме жеста. Например, Владимир Набоков в романе «Пнин» пишет о жестах. Эта тема объединила двух учёных мужей – американца Лоренса Дж Клементса, «чьим единственным популярным курсом была «Философия жеста»» и русского профессора Тимофея Пнина; вместе они сняли любительский фильм. «Скоро выяснилось, что Тимофей является истинной энциклопедией русских кивков и ужимок, что он свёл их в таблицу и может кое-что добавить к Лоренсовой картотеке, посвящённой философской интерпретации жестов – иллюстративных и не иллюстративных, связанных с национальными особенностями и с особенностями окружающей среды. Очень было приятно смотреть, как двое мужчин обсуждают какое-нибудь предание или верование: на Тимофея, словно расцветающего в амфорическом жесте, на Лоренса, отмахивающегося рукой. Лоренс снял даже фильм, посвящённый тому, что Тимофей считал существенной частью русского "кистеведения": Пнин в тенниске, с улыбкой Джоконды на устах, демонстрирует жесты, лежащие в основе таких русских глаголов, - подразумевающих движения рук, – как "махнуть", "всплеснуть", "развести": рука роняется, как бы смахивая усталую уступку; две руки театрально распахиваются в изумленном отчаянии; "разъединительный" жест – ладони разъезжаются в знак беспомощной покорности. А в заключение Пнин очень медленно показывал, как в международном жесте "потрясанья перстом" полуповорот, лёгкий, как фехтовальный изгиб запястья, преобразует торжественное русское указание ввысь – "Судия Небесный все видит!" – в немецкое изображение палки – "Ты свое получишь!" "Впрочем, – добавлял объективный Пнин, – русская метафизическая полиция отлично крушит и физические кости тоже».

 

Есть жестовые сигналы, применяемые на транспорте, в армии, спорте. Есть монашеские ордена, где используется жестовая речь.

Система жестового общения глухих имеет сложную структуру, включает две разновидности: русская жестовая речь и калькирующую жестовую речь.

Русская жестовая речь – это общение при помощи русского жестового языка – самобытной лингвистической системы, обладающей своеобразной лексикой, грамматикой и т.д.

Калькирующая жестовая речь – калькирует лингвистическую структуру словесного языка. Это вторичная знаковая система, которая усваивается на базе и в процессе освоения глухим ребёнком словесной речи. 

 

Звуки кругом.

 

Если вернуться к теме звуков и попытаться объединить тему развития слухового восприятия, полезного для всех, и мир культуры, то заметим следующее. Выделяют звуковой ландшафт того или иного места, города. А если есть ландшафт, то есть и карта. Например, в Санкт-Петербурге действует «Музей звука», в котором представлена интерактивная звуковая карта города. Как звучит Санкт-Петербург? Дмитрий Сергеевич Лихачёв, влюблённый в свой город, писал: «Звуки Петербурга! Конечно, в первую очередь вспоминаешь цоканье копыт по булыжной мостовой… Цоканье извозчичьих лошадей было кокетливо-нежным… Звуки цоканья были различны в сухую и дождливую погоду». Николай Гумилёв писал:

Шел по улице я незнакомой

И вдруг услышал вороний грай,

И звоны лютни, и дальние громы –

Передо мной летел трамвай! 

 

Часто звучали в городе пушки. А по силе колокольного звона Петербург уступал Москве, но в городе были три музыкально настроенные колокольни, а также чем менее «петербургским» был район города, тем большую роль в нём играли сигналы приходской церкви.

 

Колокольный звон считался одним из русских национальных и религиозных признаков. Нигде колокола не были так популярны как в России. Колокольный звон бытовал в трёх формах: народной, церковной и светской. Благовест отличался от набата тем, что в первом случае били в колокол размеренно, а во втором максимально часто и тревожно. Набатом созывали на пожар не только народ, но и ангелов, которые своими крыльями не давали ветру раздуть огонь. Колокол созывал в церковь и для чтения царских указов. Колокол был вторым после солнца указателем времени.

Для Пскова, как старинного православного города со множеством звонниц, колокол имеет большое значение. Псковский колокол созывал народ на вече, за что и был казнен Иваном Грозным.

 

Надеемся, каждый, кто прислушается сейчас к звукам, вспомнит какие-либо свои любимые места и их звуковой ряд, понимает, как много мы можем почувствовать, пережить, воссоздать в своей памяти (или реально) обращаясь к звуку. Это обогащает нашу картину мира. Есть такое детское упражнение – создать свою звуковую карту. На карту можно перенести любое место – свой дом, ярмарочную площадь, библиотеку или реку. Нужно записать все звуки, какие мы там слышим.

 

Чистота – залог здоровья.

 

Для того, чтобы все эти звуки, музыку или речь слышать нам нужны здоровые уши. Как известно, чистота – залог здоровья. Чистить уши надо правильно. Нужно ли постоянно чистить слуховые проходы палочками? Нет. Достаточно промывать мылом и тёплой водой преддверия слуховых проходов. Серные железы вырабатывают секрет светло-коричневого цвета. Он обладает антибактериальным свойством. Очищение происходит благодаря тому, что эпителий слухового прохода растёт от центра барабанной перепонки к наружи и во время роста относит микроскопические кусочки серы за пределы слухового прохода. Но раньше во многих краях (и в Пскове, и в Индии, например) чистили уши палочками. В Псковском музее можно увидеть эти палочки – копоушки – очень изящные, с украшениями палочки для извлечения серы из уха. От них произошло слово «копуша» – человек, который слишком много времени уделяет мелочам.

 

Закончим стихотворением Эммы Мошковской:

— Доктор, доктор,

Как нам быть:

Уши мыть или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть:

Часто мыть

Или пореже?

Отвечает доктор: — ЕЖЕ… -

Отвечает доктор гневно:

— ЕЖЕ –

ЕЖЕ –

ЕЖЕДНЕВНО!

 

***

Выставка к Международному дню глухих открыта до 15 октября. На ней представлена литература о функционировании слуховой системы, русском жестовом языке, а также о развитии слуха и речи у детей с нарушением слуха.

 

 

Адрес: Псков, Набат, 5

Телефон:  8 (8 112) 72 - 42 - 53.

Подготовила главный библиограф осп «ПОСБНС им. А. А. Бологова» Е. С. Сторокожева.