180006, г. Псков, ул. Набат, д. 5
(здание Колледжа культуры и искусств, вход с ул. Первомайской)
Отдел обслуживания: (8112) 72-42-53 Администрация: (8112) 72-89-49

Понедельник-пятница: 9.00-18.00
Выходные дни - суббота, воскресенье
Санитарный день - последняя пятница каждого месяца

Адреса пунктов выдачи:

Пункт выдачи №1 г. Невель
ул. Энгельса, 2.

Пункт выдачи №2 г. Великие Луки
ул. Новослободская, 10/1.

Пункт выдачи № 3 г. Печоры
ул. Юрьевская, д. 3а.

Версия для слабовидящих

4 июня 2025 года на площадке осп «Псковская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих им. А. А. Бологова» в гибридном формате прошёл семинар на тему: «Взаимодействие с людьми с инвалидностью различных нозологий в библиотеке».

На семинаре присутствовали тифлопедагоги, дефектологи и логопеды детского сада компенсирующего вида № 49 «Тополек», коррекционной общеобразовательной школы № 6, специальной общеобразовательной школы №  7, библиотекари Псковской и Плюсской районных библиотек. В режиме удалённого доступа к мероприятию подключились около 30 специалистов из различных библиотек Псковского региона.

 

семинар 4 июня 2025

 

Данный семинар – это продолжение цикла профессиональных мероприятий, посвящённых взаимоотношению с людьми с особыми потребностями.

На прошлой практической лаборатории мы говорили об основах коммуникации в библиотеке, этике общения с людьми с инвалидностью, участвовали в мастер-классах по чтению и письму по системе Брайля, интерактивных занятиях по тифлокомментированию картин.

 

С приветственным словом к участникам семинара обратилась Ануфриева Екатерина Алексеевна, директор обособленного структурного подразделения «Псковская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих им. А .А. Бологова». Екатерина Алексеевна отметила, что не только специальная библиотека работает с людьми с ОВЗ, но и муниципальные библиотеки области обслуживают людей с инвалидностью. Цель наших встреч – поделиться опытом, теми разработками, которые есть у нас и у наших коллег.

 

Открыла семинар Галина Лурье, представитель издательства «Самокат». В онлайн-формате участникам была представлена книга «Видимо-невидимо. Как дружить с незрячим».  Авторы книги Дмитрий и Татьяна Комиссаровы – родители ребёнка с нарушением зрения. Издание выпущено при поддержке Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» в рамках программы «Особый взгляд, книга внесена в Итоговый рекомендательно-библиографический список книг за 2024 год Экспертного совета по детской литературе при Секции детских библиотек РБА.

Дмитрий Комиссаров также принял участие в онлайн-презентации книги и ответил на многочисленные вопросы аудитории: как возникла идея написать реальные семейные истории, как организована учёба незрячего с рождения мальчика Федора, чем он занимается в свободное время и многие другие.

Директор библиотеки поблагодарила авторов за то, что они посчитали возможным поделиться своей личной историей со всеми, а издательство «Самокат» – за выпуск такой замечательной книги.

 

Назаркина Светлана Ивановна, учитель–дефектолог, методист Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения начала свой рассказ с мифов и фактов об аутизме, привела основные признаки, присущие аутизму, которые могут проявляться у детей и взрослых. Участники семинара узнали, что существуют стратегии взаимодействия с людьми с РАС: это – улучшение коммуникации, анализ и понимание поведения, изменение в среде, мотивация и поощрения.

Ссылка на «Памятку для окружающих, если вы увидели сильную истерику у ребёнка».

 

Жиляева Анна Сергеевна, главный библиотекарь сектора методико-аналитической работы тифлоинформационного отдела Псковской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих подготовила информацию о том, как коммуницировать с людьми с нарушением слуха. Специалисты муниципальных библиотек, узнали о способах общения глухих и слабослышащих людей, какую работу проводит наша библиотека с этой категорией инвалидов.

 

Сторокожева Елена Сергеевна, главный библиограф отдела обслуживания, представила обзор библиотечных интернет-ресурсов по работе с детьми с ОВЗ. Один из самых востребованных – рекомендательный каталог «Книги ИН» Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара (г. Москва). В нём представлены книги про особых людей и книги для тех, кто их окружает. Пользуется популярностью сайт Российской государственной детской библиотеки – крупнейшей в мире библиотеки для детей, научно-методический и исследовательский центр в области педагогики, психологии и социологии детского чтения. Сайт Института коррекционной педагогики «База знаний «Я – родитель» предлагает для родительского сообщества содержательные просветительские мероприятия и консультации по обсуждению вопросов построения гармоничных семейных отношений, профилактики детских психологических травм, профилактики трудного поведения детей и их подготовки к самостоятельной взрослой жизни.

Ссылка на презентацию «Библиотечные Интернет- ресурсы о детях с ОВЗ и работе с ними».

 

Сотрудники Великолукской ЦРБ и Подберезинской сельской библиотеки Локнянского округа презентовали свои проекты, ориентированные на работу с людьми с ОВЗ, получившие специальный диплом за активную работу по социально-ориентированным проектам в областном конкурсе «Библиотека года».

 

Шеваракова Татьяна Викторовна, заведующий сектором по работе с детьми отдела обслуживания Псковской областной специальной библиотеки, представила книги Благотворительного Фонда «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей» им. А. Дегена. Фонд основан в 1994 году и созданные им уникальные тактильные книги передаются в дар малышам с особыми образовательными потребностями по всей России.

 

Выступление Пашкевич Татьяны Владимировны, заведующей сектором методико-аналитической работы было посвящено художественному образу людей с инвалидностью в современной кинематографии. Фильмов о людях с инвалидностью и с их участием на экран выходит всё больше. Кино, как и книга может влиять на отношение в обществе к людям с особенностями развития. Это такие фильмы, как – «Арахисовый сокол»: история 22-летнего парня с синдромом Дауна по имени Зак, который убегает из дома престарелых, чтобы осуществить свою мечту – стать рестлером. Автобиографичный фильм «Я тоже» с Пабло Пинедой в главной роли.  Он – первый человек в Европе с синдромом дауна, который получил высшее образование. Фильм польского режиссёра «Только представь!» об авторской методике пространственного ориентирования. Фильм «CODA: Ребенок глухих родителей», где героине нужно решать, оставаться после окончания школы с семьёй или уехать в престижный музыкальный колледж и другие фильмы.

Ссылка на презентацию «Ограниченная тема, или Художественные образы людей с инвалидностью в современной кинематографии».

Ссылка на памятку-рекомендацию «Правила взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья в библиотеке».

 

Участникам семинара была представлена выставка книг в помощь для взаимодействия с людьми с инвалидностью различных нозологий, издания сектора методико-аналитической работы нашей библиотеки.

 

выставка метод пособий

 

Материал подготовила: Татьяна Пашкевич, заведующая сектором методико-аналитической работы осп «Псковская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих им. А. А. Бологова».