Проект «Открытая библиотека»
Подготовили: Егорова Алина, библиотекарь;
Куликова Алевтина Сергеевна,
заведующая Библиотекой микрорайона Овсище
МАУК «Централизованная библиотечная система» города Пскова
Аннотация
Привлечение читателей с ограниченными возможностями здоровья – неотъемлемая часть социокультурной работы библиотек. В данном проекте речь пойдёт о привлечении читателей с нарушением слуха в муниципальные библиотеки Пскова.
Такое привлечение не может быть ситуационным, оно невозможно без внедрения системы взаимодействия библиотек с людьми с нарушением слуха, с региональным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих», с переводчиками жестового языка.
Реализуя данный проект, библиотеки способны обогатить культурную и социальную жизнь людей с нарушением слуха, которые проживают в Пскове, стать площадками для обмена жизненно-важной информацией, опытом, знаниями.
Актуальность темы: люди с нарушением слуха, в большинстве случаев, не рассматривают муниципальные библиотеки города как место проведения своего досуга, так как предполагают, что, придя в библиотеку, столкнутся с «языковым барьером», не смогут объясниться, не будут поняты.
В то же время:
• чтение для них – один из немногих возможных способов получить интересную и важную информацию;
• организовав доступную среду для людей с нарушением слуха, библиотеки смогут вести социально значимую работу:
- проводить мероприятия, способные улучшить повседневную жизнь людей с нарушением слуха: консультации специалистов на ту или иную тему, помощь с поиском информации, помощь с заполнением документов и т.д.
- проводить мероприятия, способные познакомить человека с нарушением слуха с занятиями, которые могут стать его хобби, например: реставрация книг, каллиграфия, компьютерная грамотность, консультация специалиста по профориентации и т.д.
Безусловно, для большого количества полезных и социально-значимых мероприятий для людей с нарушением слуха требуется помощь переводчика жестового языка и без такой помощи деятельность библиотек в отношении людей с нарушением слуха кажется невозможной.
Но необходимо сделать библиотеки города доступной средой, площадкой для досуга, обмена опытом, знаниями – и укрепить знание об этом в сознании людей с нарушением слуха: «Вы всегда можете прийти в библиотеку, здесь вам всегда рады, здесь можно читать интересные книги и журналы, к тому же, время от времени здесь проходят интересные мероприятия» – именно таким должен быть посыл. Если в сознании людей с нарушением слуха укоренится эта мысль, если библиотеки станут для них уютным и любимым местом для проведения досуга, то и организовывать мероприятия и новые способы полезного взаимодействия будет проще.
Цель проекта: привлечь в муниципальные библиотеки города читателей с нарушением слуха.
Задачи проекта:
- подготовить в библиотеках города комфортную среду для читателей с нарушением слуха;
- разработать общий принцип взаимодействия библиотек и людей с нарушением слуха;
- обеспечить доступность информации о форме и качестве взаимодействия библиотек и людей с нарушением слуха.
Уникальность проекта: подобный проект в муниципальных библиотеках Пскова реализуется впервые.
Сроки реализации подготовительного этапа проекта: 1 год
Сроки реализации проекта: бессрочно.
Содержание подготовительного этапа проекта
Содержание работы | Этапы работы | Сроки | |
---|---|---|---|
1 |
Подготовка видеоэкскурсии на языке жестов отдельно для каждой библиотеки (около 5 минут). В рамках видеоэкскурсии: · знакомство зрителей с расположением помещений в библиотеке, с каждым библиотекарем лично, · объяснение принципа расстановки фонда, · организационные моменты.
Будет дана исчерпывающая информацию, чтобы после просмотра видеоэкскурсии у новых читателей с нарушением слуха оставалось как можно меньше вопросов. |
- подготовить текст экскурсии на жестовом языке. - согласовать с библиотеками города проведение съёмки; - провести съёмку во всех библиотеках города. - смонтировать готовые видеоэкскурсии. |
7 месяцев |
2 |
Разработка общего принципа взаимодействия библиотек и людей с нарушением слуха; |
- попросить библиотекарей отделов обслуживания выучить 5 жестов вежливости; - объяснить этические принципы общения с людьми с нарушением слуха. |
6 месяцев |
3 |
Разработка дизайна бейджа на ленте, в который необходимо будет вписать имя и фамилию читателя с нарушением слуха, чтобы в дальнейшем он показывал этот бейдж библиотекарю на абонементе или в читальном зале, так же, как слышащий человек называет свою фамилию, когда хочет взять книгу. (Объяснить в видеоэкскурсии, что при посещении библиотеки этот бейдж нужно всегда брать с собой). |
- разработать и утвердить дизайн вкладыша для бейджа, общий для всех библиотек; - заготовить достаточное количество бейджей на лентах. |
6 месяцев |
4 |
Обеспечить информационную поддержку проекта. |
- отправить письмо в региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих». - в письме объяснить инициативу библиотек, попросить оповестить слабослышащих и глухих жителей всех районов города, что в их районных библиотеках состоится знакомство с библиотекой. - определить, согласовать и предоставить график знакомства жителей каждого района с их библиотекой. |
В течение месяца от начала реализации проекта |
5 |
Знакомство читателей с нарушением слуха с муниципальными библиотеками Пскова, расположенными в различных районах города. |
- в назначенный по графику день и час в каждой библиотеке показать людям с нарушением слуха видеоэкскурсию, - оформить их формуляры, - заполнить бейджи, - ответить на возникшие вопросы. - провести вводное ознакомительное мероприятие, чтобы наглядно показать инициативу библиотек. - на встрече попросить всех новых читателей добавиться в группу библиотеки ВК, чтобы вовремя узнавать об интересных мероприятиях. - также на встрече собрать с помощью переводчика жестового языка обратную информацию (какие мероприятия могут быть интересны, на какие темы и т.д.) (На таких первых встречах также необходимо присутствие переводчика жестового языка). - разработать на год цикл мероприятий Библиотеки микрорайона Овсище с учётом пожеланий людей с нарушением слуха. |
3 месяца |
6 |
Создание бренда проекта |
- разработать дизайн и пошить для библиотекарей отделов обслуживания жилетки с надписью на дактиле. Разработать надпись. Пример надписи: «Мы вам рады». |
3 месяца |
Ожидаемые результаты:
- привлечение в библиотеки города читателей с нарушением слуха;
- популяризация чтения среди людей с нарушением слуха;
- проведение социально-значимых мероприятий для людей с нарушением слуха;
- укрепление социально-значимого статуса библиотеки в городе, укрепления имиджа библиотек;
- реализация проекта и дальнейших мероприятий позволит наладить партнерские отношения с организациями и общественными объединениями.
Сценарный план мероприятия для глухих людей в рамках проекта
«Открытая библиотека»
Примечание №1:
Полезные и интересные мероприятия для глухих людей немыслимы без сопровождения переводчика жестового языка, поэтому видеолекция на жестовом языке – единственная возможность провести интересное и полезное для глухих людей мероприятие без непосредственного участия и присутствия в библиотеке переводчика жестового языка.
Примечание №2:
Предполагается, что к моменту проведения мероприятия все сотрудники отделов обслуживания знают правила этики общения с глухими людьми и 5 жестов вежливости.
Примечание №3:
Задача библиотеки в отношении глухих людей – не только стать источником информации, но стать площадкой для встреч и интересного, полезного общения.
Сценарный план
1. В группе ВК библиотеки выкладывается анонс мероприятия: такого-то числа состоится видеолекция на жестовом языке. Указывается тема (полезная, прикладная, понятная неподготовленному зрителю).
2. В указанную дату в библиотеку приходят глухие люди. До читального зала (или другого зала, где есть видеопроектор) их сопровождают сотрудники библиотеки.
3. Сотрудник библиотеки включает на проекторе видео с лекцией на жестовом языке. Пока глухие смотрят видео, сотрудник библиотеки присутствует в зале, контролирует работу аппаратуры. На столе лежит лист бумаги и ручка, чтобы при необходимости глухие могли задать вопрос сотруднику библиотеки.
4. После окончания видео глухим людям даётся достаточно времени, чтобы обсудить увиденное друг с другом.
5. После обсуждения их провожает на абонемент за книгами или к выходу сотрудник библиотеки.