КОМИТЕ ПО КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
МЕЖРАЙОННАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ИМ. М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА
«Спортивное занятие
с элементами йоги и дыхательных практик
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Сценарий составили:
Ситникова Валентина Ивановна,
заведующая библиотекой
Близнецова Мария Николаевна,
библиотекарь 2 категории,
Елисеева Полина Павловна,
библиотекарь 1 категории
Колоскова Марина Михайловна,
ведущий библиотекарь
Целевая аудитория – воспитанники ГБДОУ компенсирующего вида.
Цель занятия – укрепление здоровья, улучшение психоэмоционального и физического состояния ребёнка, развитие артикуляционного аппарата.
Оборудование: коврики для спортивных занятий.
Когда мы слышим слово йога, мы, возможно, представляем себе сложные асаны, которые практически невозможно повторить. Однако, в системе йоги есть множество упражнений, доступных каждому из нас. Это настолько всеобъемлющая и обширная дисциплина, что мы можем использовать её элементы в своей жизни и в занятиях с детьми.
Йога может использоваться для любых, без исключения, детей. Ведь в отличие от некоторых спортивных дисциплин в ней нет соревновательного принципа, она не требует специальной подготовки, при этом артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, элементы самомассажа и асаны (позы йоги), помогают научиться правильно дышать, осознавать свое тело, знакомиться с собой и окружающим миром, и, конечно, приобретать большую гибкость, раскрывать свой внутренний потенциал. Йога нацелена на достижение гармонии с собой и окружающим миром.
Что йога даёт ребенку с любым диагнозом и в любом состоянии:
· Снижает уровень стресса;
· Повышает внимание;
· Помогает оставаться спокойным;
· Улучшает мыслительные функции;
· Улучшает эмоциональное состояние;
· Восстанавливает обмен веществ;
· Помогает наладить контакт с телом, контакт с собой.
Правильное дыхание оптимизирует газообмен и кровообращение, обеспечивает вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия, а ещё успокаивает и способствует концентрации внимания, создавая основу для баланса психоэмоционального состояния. Именно наше дыхание играет главную роль в актуализации нашего речевого потенциала.
Асаны стоя повышают уровень энергии и укрепляют ноги и мышцы спины и рук. Наклоны вперед успокаивают, прогибы возбуждают, помогают улучшить такие качества, как эмпатия, здоровая самооценка, открытость. Асаны лёжа балансируют активность и нервное возбуждение, балансы повышают уровень внимания, успокаивают.
В йоге через практики концентрации, асаны и дыхание, мы учимся более ярко воспринимать этот мир с помощью наших органов чувств. То есть, йога нацелена, в том числе, на развитие сенсорных систем. Упражнения по сенсорной интеграции помогают вернуться в тело. Все знания о мире, о себе, о своём положении в пространстве, схеме своего тела мы получаем через ощущения, восприятие.
Относительные противопоказания к практике йоги: эпилепсия (нужно исключить задержки дыхания, перевернутые асаны, наклоны, тщательно отслеживать состояние), рефлюксы (исключить перевёрнутые асаны), порок сердца (убрать активные упражнения). Конечно, занятие необходимо выстраивать индивидуально в зависимости от поставленного диагноза и ограничений. За детьми с ОВЗ необходим особый контроль, всегда лучше иметь предварительно рекомендации врача, который наблюдает ребенка. Кроме того, за детьми, имеющими проблемы с восприятием окружающего мира, необходим особый надзор – они, например, могут иметь слабый болевой порог.
В современном мире занятия йогой особенно полезны для детей или для семей, ведь они помогают попасть в пространство, где нет шума, где есть только соучастие, самопознание и умиротворение. Йога помогает работать со страхами, нервозностью, агрессией, гиперактивностью и многим другим.
У детей с ОВЗ наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации, недостаточности знания этих детей об окружающем мире, затруднение при узнавании контурных, схематичных изображений предметов.
Недостаточно сформированы пространственные представления у детей с ОВЗ. Часто они не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить её в единое целое. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. У них заметное преобладание наглядной памяти над словесной. Снижена познавательная активность. Мышление – выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны. Речь – все компоненты языковой системы не сформированы. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.
Йога как часть терапии может существенно помочь улучшить состояние ребенка во всех этих сферах. В частности, йога может решать такие задачи, как развитие необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации. Йога также помогает укрепить соматическое и психоневрологическое здоровье ребенка: предупреждение эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта, даёт простые инструменты ребенку для самоуспокоения и достижения баланса.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию достаточно простой комплекс на 15-20 минут, который включает в себя дыхательную гимнастику, небольшую практику расслабления с визуализацией, и комплекс «Приветствие солнцу», который, несмотря на свою простоту, прекрасно работает на все группы мышц.
Этот комплекс помогает улучшению концентрации, освобождает от негативных эмоций, сбрасывает напряжение. Кроме того, это также и артикуляционная гимнастика, которая способствует улучшению речевых качеств.
Урок состоит из 3 частей, в видео мы также проиллюстрировали элементы урока.
Разминка
1. Начнём с положения лежа. Попробуем сделать полное йоговское дыхание. Мы предложим ребятам толкать живот вверх, можно предложить посадить на живот любимую игрушку или положить ладони. Полное йоговское дыхание помогает обратить внимание на дыхание и правильность его выполнения.
2. Из этого положения концентрации и успокоения, перейдём к мягкому массированию позвоночника, представляя себя ёжиками. Дети очень любят делать такое упражнение.
3. Садимся ягодицы на пятки и делаем легкую разминку.
4. Пальминг: упражнение для концентрации.
5. Небольшая зарядка шея, плечи, руки.
6. Дыхание льва – очищение, избавление от лишнего и хорошая артикуляционная гимнастика. Широко открываем челюсть и максимально полно высовываем язык.
7. Дыхание «ситали» - охлаждающий и успокаивающий эффект. Сворачиваем язык трубочкой, делаем вдох носом и выдох через полусомкнутые губы и язык трубочкой.
8. Кошка-корова последовательность, добавляем к этой последовательности дыхание льва и ситали, а затем еще движение рук и ног.
Основная часть – комплекс Приветствие Солнцу.
Лорена Паджалунга в своей книге "Играем в йогу утром" очень поэтично обозначила каждую из 12 асан, чтобы было легче их запомнить, мы будем их и использовать.
1. Вот Я. Тадасана, поза горы, складываем руки в Приветствие. Традиционно Приветствие Солнцу делают утром лицом на восток.
2. Я - солнечный луч. Прогибаемся немного назад в грудном отделе с вытянутыми вверх руками.
3. Я - кланяюсь, чтобы приветствовать землю. С прямыми руками наклоняемся вниз, касаясь ног или земли.
4. Отсюда далеко отшагиваем левой или правой ногой назад (один цикл Сурья Намаскар - это два подхода, по одному на каждую ногу) и входим в асану всадника, расправляем плечи. Я готов.
5. Я освещаю животных. На выдохе входим в позу собаки мордой вниз. Тут важно тянуться копчиком вверх и стараться руки и ноги держать прямыми, а пятки опустить на пол.
6. Я освещаю животных - касаемся земли в восьми точках – колени, стопы, руки и
7. Я заливаю светом природу - выходим в позу кобры.
8. Возвращаемся в собаку мордой вниз - я дарю земле тепло.
9. Я прислушиваюсь к себе – возвращаемся в позу всадника.
10.Я уважаю себя – наклон вниз.
11. Я чувствую счастье – прогиб назад.
12. Я чувствую покой – руки, сложенные вместе.
Затем мы повторяем это с другой ноги.
Заминка
1. Заканчиваем небольшим самомассажем «, он улучшает восприятие себя, учит границам тела, прикосновения развивают восприимчивость.
2. Шавасана (поза трупа) с дыханием и визуализацией. Ложимся на спину, расслабляем руки ноги, можно укрыться пледом. Ведущий медленно начинает подсчет от 10 до 1, а дети делают полное йоговское дыхание на каждый счет. Это учит самоконтролю, полное йоговское дыхание мягко и спокойно успокаивает. Затем в области лба мы представляем образы (можно использовать любые – свечи, реки, звездного неба). Визуализация развивает пространственно-образное мышление, улучшает способность концентрироваться на одной задаче. Затем постепенно мы шевелим пальцами рук и ног и мягко садимся через левый бок. Соединяем ладони вместе и благодарим друг друга за занятие. Ссылка на видео занятия ниже:
https://drive.google.com/file/d/1GOdYyHMTUgo0WJY6jfxFY_qhrnowQlsc/view?usp=drivesdk
Когда ребёнок учится управлять собой через асаны, которые развивают гибкость, ловкость, баланс, силу, творчество, то он приходит к гармонии, миру с собой, окружающим миром. На этом фоне все коррекционные и реабилитационные процессы протекают быстрее и мягче. Однажды посадив зёрнышко, мы заботимся, поливаем и пропалываем его. И тогда мы будем вознаграждены за это прекрасным цветением.
Хочется надеяться, что данная программа поможет специалистам инклюзивной среды.
Занятие апробировано в летние месяцы с семейной аудиторией. Оно имеет практическую значимость, оно нашла своих почитателей, оно будет продолжена.
Ссылки на наше внедрение данной разработки:
https://vk.com/detlermontov?w=wall-40962434_27754
https://vk.com/detlermontov?w=wall-40962434_27865
https://vk.com/detlermontov?w=wall-40962434_28126
https://vk.com/detlermontov?w=wall-40962434_28201
Список литературы
1. Годен К. Йога для котов (и их хозяев) [текст] = Yoga pour chats / Клэр и Кристиан Годен; [худож. Кр. Годен; пер. с фр. И. Судакевича]. - Москва: РИПОЛ Классик, 2016. - 45, [2] с.: цв. ил. - (Котоподарок). - ISBN 978-5-386-08416-5
2. Жуанн Э. Мой маленький блокнот йога. - Минск: Попурри, 2020. - ISBN 978-985-15-4468-0
3. Кокеева А. Привет, Солнце! Йога + образ жизни для здоровья, счастья и развития детей: Бомбора / Кокеева Анастасия. - [Б. м.]: Бомбора, 2017. - ISBN 978-5-04-101552-7
Доступно в ЛитРес: Библиотека.
4. Коттон Ф. Йога для детей [текст]: [для чтения взрослыми детям: для дошкольного возраста: перевод с английского] / Ферн Коттон; иллюстрации Шины Демпси. - Москва: Робинс, 2018. - [30] с.: цв. ил.; 25х25. - ISBN 978-5-4366-0535-7
5. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей / Пер. с анг. Н.Л. Холмогоровой. - Теревинф, 2011. – ISBN 978-5-42-0022-2
6. Паджалунга Л. Играем в йогу утром [текст]: легко просыпаемся / Лорена Паджалунга; иллюстрации Анны Ланг. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 48 с.: ил. - ISBN 978-5-00146-848-6
7. Паджалунга Л. Играем в йогу вечером [текст]: расслабляемся перед сном: [для дошкольного возраста, для чтения взрослыми детям] / Лорена Паджалунга; иллюстрации Анны Ланг; [перевод с английского Марии Скаф]. - 2-е изд. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 36, [4] с.: ил. - (МИФ детство). - ISBN 978-5-00146-629-1
8. Рауд П. Чудные истории / Пирет Рауд; перевела с эстонского Майя Мельц; иллюстрации автора. - Таллинн: Aleksandra, 2014. - 90, [1] с: ил. - Пер. изд.: Natuke napakad lood / Raud Piret. - Tallinn, 2012. - ISBN 978-9949-9528-1-6
9. Шилова Е. Йога и массаж для самых маленьких / Е. Шилова. - Ростов-на-Дону: Феникс: Априори, 2009. - 153, [7] с.: ил., фото.цв. - ISBN 978-5-222-15391-8