180006, г. Псков, ул. Набат, д. 5
(здание Колледжа культуры и искусств, вход с ул. Первомайской)
Отдел обслуживания: (8112) 72-42-53 Администрация: (8112) 72-89-49

Понедельник-пятница: 9.00-18.00
Суббота: 10.00-16.00
Выходной день - воскресенье
Санитарный день - последняя пятница каждого месяца

Адреса пунктов выдачи:

Пункт выдачи №1 г. Невель
ул. Энгельса, 2.

Пункт выдачи №2 г. Великие Луки
ул. Новослободская, 10/1.

Пункт выдачи № 3 г. Печоры
ул. Юрьевская, д. 3а.


Предлагаем Вашему вниманию обзор новой литературы за 2022 год по дефектологии и тифлопедагогике.

Воспитание любого ребёнка требует любви, внимания, времени, а зачастую и специальных знаний. Когда мы говорим о детях с ограниченными возможностями здоровья, особенно важна своевременная квалифицированная поддержка.

Мы предлагаем заинтересованным специалистам и родителям ознакомиться с новыми материалами, наработками о жизни и развитии особенного ребёнка, а также о сегодняшнем дне дефектологии и специального образования.

В предлагаемом Вашему вниманию материале рассматриваются следующие вопросы:

  • организация дефектологии, специального образования (конкурсы профессионального мастерства, конференции, концепция развития, кадры и подготовка специалистов – профессиональный портрет будущего дефектолога);
  • семья ребёнка с ОВЗ (ресурсы, ранняя помощь и комплексная поддержка, взаимодействие с образовательными организациями);
  • индивидуальная программа коррекционной работы;
  • адаптивная физическая культура и отдых, оздоровление;
  • воспитательная работа;
  • нейропсихологические техники и сенсорная интеграция для детей с ОВЗ;
  • инклюзивное образование и социальная интеграция (психолого-педагогическое сопровождение детей, фестиваль «Другое искусство» в Пскове).

Литература подобрана на основе ресурсов ОСП «Псковская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих» и других источников – ресурсов сети Интернет:

  •  книги и журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Дефектология», «Наша жизнь»: журнал Всероссийского общества слепых, «Школьный вестник» (доступно в ОСП «ПОСБНС»);
  • полные тексты статей журналов: «Альманах Института коррекционной педагогики РАО», «Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена»; «Клиническая и специальная психология», «Вестник практической психологии образования» и др. (доступно в сети Интернет);
  • материалы сайта Института коррекционной педагогики РАО (видео-интервью и др.).

 

Отдельно выделен раздел «Тифлопедагогика».

В нашу библиотеку поступили новые книги в помощь родителям и специалистам для обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Среди авторов – признанные профессионалы своего дела: Венера Закировна Денискина (кандидат педагогических наук, доцент кафедры Тифлопедагогики Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»), Лариса Борисовна Осипова (кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики психологии и предметных методик Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета), Любовь Ивановна Плаксина (доктор психологических наук, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»).

В своей книге «Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения» В. З. Денискина приводит усовершенствованную клинико-педагогическую классификацию детей с нарушением зрения и, подчёркивая индивидуальные возможности ребёнка, говорит об особых требованиях к условиям образования и реабилитации детей. Важно учитывать офтальмо-гигиенические и эргономические аспекты на занятиях. Для развития социально-адаптивного поведения необходимо формировать мелкую моторику, координацию движений, предметно-практическую деятельность. Игнорирование проблем социально-бытовой ориентировки приводит к непреодолимым препятствиям на пути интеграции в общество. Для овладения рельефно-точечным шрифтом Брайля также необходимо тонкое осязание, развитая мелкая моторика и навыки ориентировки. Развитая сенсорная сфера поможет в преодолении вербализма, свойственного незрячим. Ребёнку с нарушенным зрением требуется помощь логопеда, а также развитие навыков общения, в том числе мимики и жестов. Несмотря на особенности развития детей с нарушенным зрением, их компенсаторные возможности позволяют им овладевать знаниями наравне со зрячими сверстниками.

О личном пути в профессию и становлении тифлопедагога В. З. Денискиной, которая сама потеряла зрение в детстве, можно узнать из видео-интервью на сайте Института коррекционной педагогики.

В учебном пособии «Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения» Л. Б. Осиповой раскрыта роль осязания в преодолении недостатка чувственного опыта при нарушениях зрения (косоглазие и амблиопия), рассмотрены основные методологические подходы к организации коррекционной работы. Предложена программа развития осязания и мелкой моторики, изложены основные организационные, методические, дидактические аспекты реализации.

В учебном пособии Л. И. Плаксиной «Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» рассмотрены теоретико-методологические вопросы инклюзивного обучения детей с нарушениями зрения, дана клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Показаны особенности организации предметно-пространственной среды, коррекционная направленность общеобразовательных занятий.

В журнальных статьях по тифлопедагогике и тифлопсихологии рассматриваются такие вопросы:

  • развитие дошкольников с нарушением зрения (советы родителям, индивидуальный образовательный маршрут, прогностические способности детей, произвольное поведение, навыки психологической саморегуляции, развитие мелкой моторики, общение со сверстниками, изобразительная деятельность);
  • личные ресурсы незрячего в социальной реабилитации;
  • профориентация (примеры успешного профессионального становления незрячего; знакомство с вузами, в которых налажена помощь незрячим);
  • изучение системы рельефно-точечного шрифта Брайля (пособия, рекомендации по работе и личные истории).

Наша подборка может быть полезна действующим и будущим специалистам, а также родителям, желающим узнать больше о развитии своего ребёнка.

Обзор подготовлен в рамках цикла «Ученье – свет!» к Году педагога и наставника. В дальнейшем мы познакомим вас с новой литературой о развитии и помощи детям с аутизмом, синдромом Дауна, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, ментальными нарушениями, тяжёлыми множественными нарушениями.

 

Ссылка на список материалов «ДЕФЕКТОЛОГИЯ. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ»

Ссылка на список материалов «ПЕДАГОГИКА. ТИФЛОПЕДАГОГИКА»

 

Следите за классикой и новинками специальной педагогики и психологии. Приглашаем вас в библиотеку для знакомства с новинками литературы!

 Адрес библиотеки: г. Псков, ул. Набат, д. 5.

 

Подготовила: Е. С. Сторокожева, главный библиограф ОСП «Псковская областная специальная библиотека для слепых и слабовидящих».

Телефон: (8112) 72-42-53.