Международный день инвалидов установлен Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году с целью интеграции инвалидов в жизнь общества.
Вы, наверное, знаете, что 15% живущих на Земле людей – инвалиды. Но если мы оглянемся вокруг, то вряд ли это заметим. Нет отдельного социума инвалидов и здоровых, есть наш большой общий мир, поэтому включение людей с инвалидностью в жизнь общества – одна из важнейших, приоритетных задач современной России. На этом пути встречаются объективные и субъективные трудности. Этому мешают не только недостаточное развитие экономической, социально-психологической помощи, но и широкое распространение социальных установок, предубеждений, стереотипов. Чем больше люди (с инвалидностью и без) будут общаться между собой, узнавать друг друга, тем понятней станут проблемы, те или иные трудности, тем ближе, сердечней будет отношение к человеку с инвалидностью. Отрадно, что в истории нашей страны есть примеры (порой уникальные), когда встречаются огромное стремление жить полной жизнью человека с инвалидностью и тёплое, умное, активное содействие родителей, педагогов и всех небезразличных людей.
Представляя выставку литературы «Прежде всего – человек!», мы хотим, чтобы в инвалиде видели человека, а не те или иные ограничения – умственные, физические или сенсорные. В предложенных изданиях освещаются разные стороны жизни людей с инвалидностью в обществе:
- Этика общения;
- Доступная среда – в театре, музее, библиотеке и в храме;
- Истории успеха о том, как незрячий может «нащупать свой путь», а человек на коляске достичь высот самореализации.
Среди героев – ослепшая балерина и скульптор Лина По, перед её работой, ещё не высохшим бюстом молодого, ещё не успевшего состариться Антона Павловича, даже расплакалась Ольга Книппер-Чехова; ставшая дефектологом слепоглухая Ольга Скороходова;первый русский покоривший сердца японцев, заядлый шахматист и самобытный сказочник Василий Ерошенко; наши современники –куратор культурных программ Сергей Сдобнов, телеведущая и общественный деятель Евгения Воскобойникова и другие.
***
Люди с инвалидностью – какие они? Очень разные. Прежде всего потому, что люди все – разные. Так или иначе они вошли в литературу, культуру, и сложился определённый образ человека с инвалидностью. Каков он? Если коротко – противоречивый, разноплановый, амбивалентный.
О том, как менялось восприятие в России к незрячим можно узнать в сборнике материалов конференции «Эволюция отношения к незрячим – проекция социальной зрелости общества». В частности, в работе И. П. Волковой (РГПУ им. Герцена) представлено социологическое исследование: необходимо было описать образ слепого человека, указать был ли опыт общения со слепыми или нет. Оказалось, что люди склонны преуменьшать как трудности, так и ресурсы незрячих. В целом это «чужой». Вот такие положительные и отрицательные черты были выделены:
+ Позитивный, оптимист, тяготеющий к успеху и общению, доброжелательный, спокойный, целеустремлённый, высоконравственный, стремящийся к познанию – стереотип «героя». Сохранились пословицы «Бог умудряет слепца», «Слепец духом прозревает».
– Неполноценный, ограниченный в передвижении, действиях, неспособный к получению и обработке информации, пассивный, несамостоятельный, пессимистичный, подозрительный, замкнутый, неискренний.
Чем такое противоречие плохо, опасно, непродуктивно? Сосуществующие противоположные представления о человеке с ОВЗ создают внутренний конфликт: восхищение и принятие наряду с жалостью, непониманием, антипатией приводят к избеганию ситуаций общения, стремлению отгородиться или же к занятию доминантной позиции, высокомерию. Складывается предубеждение о неспособности слепого овладеть какой-либо профессией и жить самостоятельно. Формируется образ потребителя, что-то вроде балласта общества, и это ведёт к отчуждённости в отношениях между зрячими и незрячими. Затем влечёт за собой проблемы социальной реабилитации и интеграции инвалидов в жизнь общества, причиняет моральный ущерб инвалидам, а далее – заниженная самооценка и уровень притязаний, что не способствует самореализации. И получается замкнутый круг, но его надо разорвать.
Очевидно, что надо идти навстречу друг другу. Как разговаривать с инвалидом, как избежать неловкой ситуации, найти нужные слова? Об этом расскажут издания из раздела «Этика общения». Как наша среда влияет на социальную жизнь человека с инвалидностью, как сделать пребывание таких людей в обществе, в частности в учреждениях культуры и храмах, наиболее комфортным – во втором разделе выставки «Доступная среда». О людях с сильной волей, большим сердцем и огромном желании найти себя в этом мире, жить полноценной жизнью – в разделе «Истории успеха».
Остановимся на этикете. Разговаривать нужно на равных, ничем не выделять отсутствие зрения и быть искренним. Недопустимо отношение к другому человеку «сверху вниз», что выражается в пренебрежительности, высокомерии, отношении к нему как ребёнку или неполноценному в интеллектуальном или личностном развитии человеку. Когда вы разговариваете с инвалидом, то обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему. Для начала разговора нужно представиться, а если в процессе беседы нужно отойти или её завершить, то сообщите об этом. В разговоре не стесняйтесь слов «смотреть», «видеть». Если есть желание оказать помощь – то предложите её, а не хватайте человека, не тащите за собой. У незрячего человека есть свои вещи, личное пространство: нельзя хватать белую трость, а собака-проводник – это не просто питомец. Самое главное – нужна помощь, а не жалость, и будьте открытыми и доброжелательными.
То, какие слова мы выбираем для разговора, отражает наше отношение к собеседнику. Понимание трудностей другого, бережное и уверенное общение позволяют проявить уважение к ребёнку или взрослому с инвалидностью. Узнать подробнее, как рекомендуется общаться в таких ситуациях можно в книге «Инвалиды: язык и этикет». Как не только общаться, но практически помочь незрячему наладить свой быт, расширить социальные возможности помогут книги А. В. Шкляева: «Возможности, желания и надежда», «Понять, простить, помочь», «Протяни руку».
Люди с инвалидностью хотят быть самостоятельными, независимыми, самодостаточными. Хочется привести пример стихотворения, написанного в 1908 году одним из воспитанников Московского учебно-воспитательного заведения для слепых, посвящённое Г. Г. Дикгофу, организатору обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в России:
Вы дали возможность слепому
Трудом себе хлеб добывать,
Не быть уж обузой другому,
На ближних своих не роптать.
И жизнь нам теперь уже не в тягость –
Вы в душах зажгли наших свет!
Дай Бог вам и счастье, и радость
На долгое множество лет!
Учитель. Педагог. Наставник. Как важно встретить в жизни хорошего, знающего, доброго учителя. Л. С. Выготский говорил: «Верили, что всякий слепой, уже благодаря одному факту есть музыкант, т.е. человек одарённый повышенным, исключительным слухом; открывали новое, особое, недоступное зрячим чувство у слепых. В основе всех этих легенд лежали истинные наблюдения и факты из жизни слепых, но ложно истолкованные и искажённые до неузнаваемости». Правильное понимание ситуации, особый подход и специальное обучение очень важны. Об этом говорится в следующих изданиях.
«Слишком темно. Невыносимо тихо: воспоминания слепоглухонемой» написаны Ольгой Скороходовой. Она являет собой уникальный и величайший пример целеустремлённости, таланта, ума и оптимизма. При полном отсутствии зрения и слуха она создала несколько всемирно известных научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей. Занимаясь этой проблематикой, ей удалось описать особенности восприятия и воображения слепоглухого человека. Ольга Скороходова родилась 24 июля 1911 года на Украине, в селе Белозёрка недалеко от Херсона, в семье бедных крестьян. Постепенно она теряла зрение и слух. В 14 лет Оля попала в школу-клинику для слепоглухонемых детей в Харькове, которую основал профессор Иван Афанасьевич Соколянский. Под его присмотром у девочки восстановилась устная речь, она начала вести записи по самонаблюдению изо дня в день, развивая умение наблюдать и записывать. После войны работала в Институте дефектологии. В течение жизни Ольга Скороходова опубликовала три книги о восприятии, представлении и понимании окружающего мира людьми с особенностями здоровья. Издания имеют не только художественную, но и высокую научную ценность и актуальны до сих пор.
Послушать фрагменты из книг Ольги Скороходовой, а также её стихотворения, можно в видеуроке «Я умом увижу, чувствами услышу…» Ольга Скороходова» из серии «Учитель стал писателем». Ссылка на видеоурок.
Дело Ивана Афанасьевича Соколянского продолжил Александр Иванович Мещеряков. Он организовал лабораторию изучения и обучения слепоглухонемых детей и экспериментальную группу при ней, создал специальное учебное заведение для слепоглухонемых детей в Загорске (ныне – город Сергиев Посад). Об этом рассказывается в книге «Выход из темноты»: история одного эксперимента. Этот эксперимент уникален. Три мальчика и одна девочка из Загорского дома для слепоглухих детей должны были получить высшее образование. Каково это – жить и стремиться к невозможному, когда ты почти ничего не видишь и не слышишь? Почитайте о поразительных людях, которые смогли преодолеть условности и предрассудки нашего общества, об их чувствах и мыслях по поводу окружающего мира и людей. Один из учеников Александр Суворов говорит: «Александр Иванович никогда не был бесстрастным наблюдателем, систематизатором фактов. Он никогда не был кем-то, кто нас изучает в качестве лишь «объектов». Научную суть своей работы он всегда подчинял сути гуманистической, и потому-то был для нас самым близким, сердечным, понимающим другом. И был одновременно учителем совести, честности, обычной и научной, подавая нам пример, каким должен быть настоящий учёный».
Мы знаем, чтобы чему-то научиться нужно душевное равновесие, любовь, поддержка ближних, компетентная помощь специалистов, педагогов, психологов, дефектологов. Иногда её чудовищно не хватает, например, как в жизни Рубена Гальего. В его автобиографической книге рассказывается история испанского мальчика, сына студентов МГУ. Хотя мать была дочерью генсекретаря Коммунистической партии народов Испании, она лишилась ребёнка: его с диагнозом ДЦП отправили в детский дом. Всё своё детство и юность он провёл, скитаясь по детским домам и домам престарелых. «Я – герой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног – ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей – надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, – всё. Ты обречён быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода». Он не плакал и не восхищался «бумажными» героями, потому что у них есть руки и ноги, они могут ходить. Исключение – книга Николая Островского «Как закалялась сталь», потому что её автор сам был почти слеп и обездвижен.
В книгах о слепой балерине и скульпторе Лине По, экстремальном путешественнике, поэте и сказочнике, тифлопедагоге Василии Ерошенко, в автобиографиях наших современников Сергея Сдобнова, Евгении Воскобойниковой и других есть ещё один мотив – найти себя, своё дело, принять себя и этот мир.
Женя Воскобойникова рассказала о себе – «На моём месте. История одного перелома». Она, одна из главных красавиц Воронежа, модель и гордость родителей, в 22 года чуть не погибла в автомобильной аварии. «Вы больше не сможете ходить», – свой приговор Женя услышала в провинциальной больнице, где провела более полугода, перед тем как отправиться на лечение в столицу. А дальше – операции, реабилитация, депрессия, отчаяние и... обретение совершенно иного смысла существования, переезд в Москву и работа на телевидении. Женя превратилась в общественного деятеля. Она заставляет услышать голоса тех, кого общество старается не замечать, она нашла в себе силы любить и быть любимой, родила дочку Марусю и с ещё большей силой продолжает свою борьбу. Как молодой девушке это удалось? Откуда появилось чувство, что авария произошла не в качестве наказания за что-то, а для чего-то?
Сергей Сдобнов, ныне литературный критик, поэт, куратор книжного клуба, написалдокументальную автобиографическую сказку о потере зрения «Не вижу текста». Он рассказал, как живёт сейчас в новой реальности, как справился со своим необъяснимым недугом. Сам он считает, что причина в отказе от любимого дела – чтения и кино, но главное, что эта трагедия стала толчком к самостоятельности, поиску себя, своего призвания. Для автора эта книга про изменение отношения к «нормальности» в обществе и в себе.
Василий Ерошенко – экстремальный путешественник,самобытный сказочник, эсперантист, заядлый шахматист и тифлопедагог – «нащупывал свой собственный путь самосовершенствования». Он создал свой мир, нашёл свою дорогу, создал даже свой брайлевский алфавит (туркменский, в организованной им школе). Он бывал всюду – и на Чукотке, и в Японии, и Китае, и Лондоне, и Париже… Бесстрашно ездил на лошадях, верблюдах, ишаках, даже на слонах, а самыми преданными друзьями были, конечно, собаки. Альберт Поляковский, собравший в повести «Слепой пилигрим» те немногие свидетельства, какие остались от многогранной и яркой жизни Ерошенко, и профессор Токийского университета Итиро Такасуги совершили паломничество на Белгородчину, в «соловьиный край». Над могилой своего кумира они вспомнили слова Лу Синяо нём – «Я понял трагедию человека,который мечтал, чтобы люди любили друг друга!».
Со списком литературы, представленной на выставке, можно ознакомиться по ссылке: images/documents/3_dek__bibliografia.pdf
Обзор подготовлен Еленой Сторокожевой, главным библиографом Псковской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих
Адрес библиотеки: Псков, улица Набат, дом 5.
Телефон для справок: (8112) 72-42-53.