180006, г. Псков, ул. Набат, д. 5
(здание Колледжа культуры и искусств, вход с ул. Первомайской)
Отдел обслуживания: (8112) 72-42-53 Администрация: (8112) 72-89-49

Понедельник-пятница: 9.00-18.00
Суббота: 10.00-16.00
Выходной день - воскресенье
Санитарный день - последняя пятница каждого месяца

Адреса пунктов выдачи:

Пункт выдачи №1 г. Невель
ул. Энгельса, 2.

Пункт выдачи №2 г. Великие Луки
ул. Новослободская, 10/1.

Пункт выдачи № 3 г. Печоры
ул. Юрьевская, д. 3а.


Это время, когда зимняя стужа и темь сменяются весенним светом и теплом, очень важно для многих народов, даже мы на Северо-Западе с радостью отмечаем прибавление светового дня. Все ждут солнца – многие предания, легенды и сказки посвящены этому событию. В последний день зимы отмечается День Арктики (День Холода), в первый день весны – День полярного лётчика, а 24 марта мы празднуем День штурмана, о лучшем штурмане Советского Союза тоже пойдёт речь.

Псков очень далёк от неё, но и во Пскове можно почувствовать её полярное дыхание. Попробуем протянуть нити истории от Арктики к родному Пскову и нашим новым регионам – Донбассу и Херсону. Надеемся, что наш обзор позволит увидеть в истории освоения Арктики и пересечении судеб нашу общую великую историю.

Уверены, что предложенные книги помогут испытать на себе всю прелесть и мощь Арктики, познакомиться с истинными героями, которые велики прежде всего силой своего духа, а также увидеть самих себя в Арктических зеркалах.

Арктика – необъятная снежная и суровая пустыня. Но так ли она пустынна, безлюдна? Арктика – это большая, значительная часть нашей страны, России.
Арктика сурова, но и прекрасна, она поражает своими величественными пейзажами и природой. В Арктике насчитывается более 20 тыс. видов растений, животных, грибов и микроорганизмов. В Арктике сосредоточено более 25% видов отряда лососеобразных рыб, 12% видов лишайников, 6% видов мха. Здесь обитают белые медведи, северные олени, полярные волки, снежные бараны, овцебыки, лемминги, зайцы-беляки, полярные совы, крачки, к морским обитателям относятся несколько видов китообразных: касатки, белухи, нарвалы, усатые киты. Многие из этих растений и животных занесены в Красную книгу.

Человек впервые появился в высоких широтах несколько десятков тысяч лет назад. А когда в этом мире не было ещё ни Древних Афин, ни Древнего Рима, на острове Врангеля обитали искусные охотники, которые поддерживали связи с самыми отдалёнными и труднодоступными территориями, чуть ли не с Гренландией. Предприимчивые и храбрые новгородцы уже в XII веке появились в Заполярье, их морские суда год за годом, столетие за столетием продвигались всё дальше и дальше на восток, осваивая путь, который сегодня мы называем Северным морским путём.

 

выставка книг

 

Несмотря на своё «периферийное» положение Арктика является местом горячих политических и научных дискуссий. Битва идёт и за природные богатства (прежде всего нефть и газ), и за новый Шёлковый путь, кратчайшую дорогу из Азии в Европу – Северный морской путь.

Освоение Арктики наряду с покорением атома и освоением космоса можно отнести к самым значительным достижениям нашей страны. Ресурсы Арктики были одним из ключевых факторов выживания и стабильно развития СССР на протяжении многих десятилетий. Ни одно приарктическое государство не сравнится с советскими масштабами, темпами и результатами освоения Арктики. Сегодня очевидно, что нельзя относиться к Северу исключительно потребительски, экономя на всём, что не связано с добычей природных ресурсов. В дальнейшем успешность новой арктической стратегии будет зависеть от того, насколько хорошо будет учтён опыт освоения Севера.

Попробуем найти связи между всей страной, Арктикой, Псковщиной и нашими новыми регионами – Донбассом, Херсоном. Благодаря этим пересечениям, мы видим, как всё в этой жизни взаимосвязано, и далёкая суровая Арктика, и жаркий Донбасс в действительности нам близки.

 

ПСКОВ И АРКТИКА


Псков и Арктика далеки друг от друга, но и на псковской земле можно почувствовать её полярное дыхание. Губернатор Псковской области Михаил Юрьевич Ведерников анонсировал открытие в Пскове интерактивной выставки «Арктика», заметив при этом, что «Псковская земля имеет множество пересечений с полярной темой, но, к сожалению, о широкой известности говорить пока не приходится». В апреле 2015 года военнослужащие 76-й и 98-й дивизий десантировались на дрейфующую льдину недалеко от Северного полюса. 21 апреля 2016 года флаг Пскова побывал на Северном полюсе.

Высокие северные широты, возможно, не для многих, а для самых отважных, любознательных, целеустремлённых и покорённых Севером – это родные просторы, да и «море Лаптевых начиналось с Ловати». Кто-то из псковичей не был путешественником-первооткрывателем, но работал или служил на Севере. Для кого-то Псковская земля стала второй родиной. В пределах данного обзора невозможно рассказать о всех уроженцах Псковской земли, побывавших в Арктике, у Земли на макушке. Подробней можно узнать в статье о новинках издательства «Паулсен».в статье о новинках издательства «Паулсен».

Именно в N-ске (а мы знаем, Пскове) начинается действие знаменитого романа Вениамина Александровича Каверина «Два капитана». Возможно, это самая эмоционально близкая связь Пскова и Арктики. Этот роман был вдохновлён отвагой и мужеством полярников 1920-1930-х годов и, «проникнутый мальчишеской любовью к приключениям и подвигам», сам стал вдохновением для многих. И сегодня читателям интересно, где проходит грань между правдой и вымыслом, кто является прототипом главных героев. У капитана Татаринова было несколько прототипов, один из них – Георгий Яковлевич Седов. Его личность занимает особое место в истории освоения Арктики. Его имя звучит как синоним полярной твёрдости, целеустремлённости, и, хотя он и не попал на Северный полюс, но он попал в вечность. Вся его жизнь – подвиг, и является примером служения Отчизне.

 

ГЕОРГИЙ СЕДОВ И «ДВА КАПИТАНА»

 

Георгий Яковлевич Седов родился в бедной рыбачьей семье на маленьком хуторе Кривая Коса Всевеликого Войска Донского 21 апреля (3 мая) 1877 года (ныне посёлок СедовоНовоазовского района ДНР). В семье было 9 детей. Здесь под синими небесами колыхалась степь и простиралась гладь Азовского моря. В 17 лет он убежал из дома и отправился в Ростов-на-Дону, поступил в мореходные классы. Его приняли с условием, что он устроится матросом на торговое судно. Так он попал на пароход «Труд» и отправился в свой первый поход по Чёрному и Азовскому морям. Он участвовал в экспедициях по изучению острова Вайгач, устья реки Кары, Новой Земли, Карского моря, Каспийского моря, устья реки Колымы и морских подходов к ней, Крестовой губы.

Георгий Яковлевич мечтал о походе к Северному полюсу, и в 1912 году он впервые обратился с этой идеей в Главное гидрографическое управление. План экспедиции, который он представил, был признан несостоятельным, даже фантастическим. На вопрос, как Седов может гарантировать успех предприятия, тот ответил: «Моя жизнь – единственное, чем я могу гарантировать серьёзность моей попытки достигнуть Северный полюс». Последней записью в дневнике всё же состоявшейся экспедиции к Северному Полюсу были слова: «Увидели выше гор впервые милое, родное солнце. Ах, как оно красиво и хорошо! При виде его в нас весь мир перевернулся. Привет тебе, чудеснейшее чудо природы! Посвети нашим близким на родине, как мы ютимся в палатке, больные, удручённые, под 82° широты». Хотя экипажу «Святого Фоки» не удалось достичь главной цели, экспедиция Седова имела большое значение для последующего освоения Арктики: проведены метеорологические и картографические исследования Новой Земли и Земли Франца-Иосифа, где позже была построена первая советская полярная станция. Последние дни и гибель Седова до сих пор являются большой загадкой, разгадать которую пытались многие учёные и полярники.

«Два капитана» – это тоже памятник отважному полярнику Георгию Седову. Пскович Вениамин Каверин в романе «Два капитана» писал: «С непостижимым чувством я рассказывал о нём! Как будто не он, а я был этот мальчик, родившийся в бедной рыбачьей семье на берегу Азовского моря. Как будто не он, а я в юности ходил матросом на нефтеналивных судах между Батумом и Новороссийском. Как будто не он, а я выдержал экзамен на «морского прапорщика» и потом служил в Гидрографическом управлении, с гордым равнодушием перенося высокомерное непризнание офицерства. Как будто не он, а я делал заметки на полях нансеновских книг и гениальная мысль: «Лёд сам решит задачу» была записана моей рукой. Как будто его история окончилась не поражением и безвестной смертью, а победой и счастьем. И друзья, и враги, и любовь повторились снова, но жизнь стала иной, и победили не враги, а друзья и любовь».

Ах, классик-диссидент,
Вениамин Каверин.
Вам будет монумент?
Я в этом не уверен.

Я вспоминаю Вас
на лыжах в царстве снега,
остринку карих глаз
с веселинкой побега.

В серебряной пыли
мы, оба непоседы,
под лыжный скрип вели
крамольные беседы.

Я к тем принадлежал,
дитя самообмана,
кто с детства обожал
роман «Два капитана».

Скушен, хоть удавись,
был коммунизм плакатный,
и нужен был девиз
по-мушкетёрски внятный.

Звенел в моих висках
девиз, как будто святцы:
«Бороться и искать,
найти и не сдаваться»…
(Е. Евтушенко).

БОРИС ГОРБАТОВ, АЛЕКСЕЙ РИТСЛАНД:
«ЗДЕСЬ ПЫЛЬ И ТО ВКУСНАЯ» И «ОБЫКНОВЕННАЯ АРКТИКА»

 

Каждое время рождает своих героев. Сто лет назад в нашей стране ими были – полярные исследователи, моряки, лётчики, в шестидесятые их славу превзошли только космонавты.

Борис Леонтьевич Горбатов (1908-1954) – яркая и интересная личность своего времени – писатель, сценарист, военный корреспондент, секретарь ВАПП и Союза писателей, депутат Верховного Совета РСФСР. Он родился на Донбассе и свою родную землю хорошо знал и обожал. Его друг, оставивший о нём добрые воспоминания Константин Симонов писал: «Мы сидим около горбатовского щитового домика на вынесенных из комнаты стульях, я маюсь от жары, а он, развалясь, сняв ботинки, носки и поставив на раскалённую землю босые пятки, совершенно очевидно, наслаждается донбасской жарой, как мне кажется, отчасти искренне, а отчасти поддразнивая меня. “Ну что там, на твоём Кавказе? Горы да море. И больше ничего. А тут! Шахты, терриконы, степь, садки, садочки, реки, раки, пиво. Здесь пыль, и та вкусная”». И в начале своего писательского пути он был вездесущ, неутомим и владел всеми газетными жанрами, писал для газеты «Всесоюзная кочегарка», стоял у истоков литературного журнала «Забой» (ныне «Донбасс»), создателями которого, к слову, были Николай Олейников и, случайно и не на долго оказавшиеся рядом, Евгений Шварц и Михаил Слонимский. По воспоминаниям последнего, Борис Горбатов «с нежностью вспоминал о том, как он обязан Шварцу при первых своих шагах в литературе». В полную силу раскрывается талант Горбатова как организатора, писателя, литературного критика. Он помогал начинающим юным литераторам. Поэт Михаил Матусовский говорил: «Все мы, молодые участники “Забоя”, или, как нас называли “забойцы”, были многим обязаны Борису Леонтьевичу, уже известному тогда писателю, автору зачитываемой до дыр “Ячейки”». Подвигу луганчан посвятил книгу «Непокорённые», по ней снят одноимённый фильм, получивший приз критиков на Венецианском кинофестивале в Венеции. По книге «Алексей Куликов, боец» американцы учились воевать, родной земле он посвятил роман-эпопею «Донбасс». Он был одним из первых, кто вступил на родную освобождённую землю и написал очерк «Здравствуй, Донбасс!», и был одним из первых, кто побывал и рассказал о страшном фашистском лагере смерти Майданек.

В 1935 году Борис Горбатов, как корреспондент газеты «Правда», побывал на острове Диксон, но не просто «побывал», а остался зимовать, уступив пассажирское место больному человеку. В 1936 году участвовал в первом полёте вдоль всего Арктического побережья СССР под командованием Героя Советского Союза Василия Сергеевича Молокова и стал летописцем кольцевого арктического перелёта. Это был первый в истории облёт всей территории Крайнего Севера и трассы Северного морского пути. Летели на гидросамолёте «СССР Н2». Он представлял собой полутораплан с двумя моторами общей мощностью 1400 лошадиных сил, установленными тандемом над верхним крылом. При максимальном взлётном весе семь тонн «Н-2» развивал скорость 150 км/ч и достигал высоты 4200 метров. К сожалению, гидроплан был построен в грузовом варианте – в низких отсеках человеку не распрямиться, а можно только сидеть. Между тем на борт взяли и четырёх пассажиров, разостлав для них по дну лодки оленьи шкуры и спальные мешки, среди них был Борис Горбатов.

В 1936 году полярный лётчик В. С. Молоков был знаменит прежде всего тем, что в апреле 1934 года сумел больше всех вывести со льдины челюскинцев (39 человек). Заметим, в экипаже Молокова был уроженец Псковщины Алексей Александрович Ритсланд, один из лучших полярных штурманов. Он родился в 1904 году, в селе Аксёново Новоржевского уезда Псковской губернии. Молоков характеризовал Ритсланда «как великолепного мастера своего дела… немногословного, всегда сдержанного и деликатного штурмана… удивлявшего… своей поистине ювелирной работой с картой и приборами». О спасении челюскинцев и работе штурмана Молоков писал: «Обхожусь и без маяка. Ведь у меня прекрасный помощник – Алеша Ритсланд. Как всегда, он точно рассчитал курс. Мы решили идти по меридиану до полюса и оттуда уже свернуть к льдине. Веду самолёт, полностью доверяя своему штурману. И вот Ритсланд сообщает кратко: «Через две минуты – полюс». Смотрю вниз, ожидая чего-то сверхъестественного – может быть, высунувшуюся, как на глобусе, ось земли. … Алеша, мой дорогой товарищ, как великолепно сумел он рассчитать курс и абсолютно верно наметить путь от полюса к льдине! Идём как по начерченной прямой линии». За спасение челюскинцев Молоков, в числе первых семерых лётчиков, был удостоен звания Героя Советского Союза. Год спустя в целях дальнейшего освоения арктического побережья экипаж в составе Василия Молокова (командир), Алексея Ритсланда (штурман, радист), Григория Побежимова (1-й бортмеханик), Владимира Мишенкова (2-й бортмеханик) получил задание проложить воздушный путь над арктическим побережьем нашей страны с промежуточными посадками на всех полярных станциях. В этом перелёте и принимал участие Борис Горбатов. Мастерство штурмана часто спасало экипаж. «Сейчас будет Петропавловск», – передал штурман записку Молокову. Но лётчик всё ещё не видел никаких признаков приближения к городу. А Ритсланд снова сообщает: «Перед нами – берег, здесь вход в бухту». Лететь в кромешную тьму, опасаясь столкновения с обрывом, Молоков не решился и посадил гидроплан в открытом море, довернув вдоль гребня волны. Рулил с волны на волну и вскоре действительно вошел в бухту, где на причале лётчиков восторженно встретили представители городских организаций. Оказалось, что при такой погоде в бухту не решались войти даже корабли». Этот полёт широко освещался газетами «Правда», «Известия», в том числе корреспондентом Борисом Горбатовым. Он пишет о нашем земляке, Алексее Ритсланде: «Мы разместились так: в носу помещался штурман перелёта Алексей Ритсланд. Мы шутя говорили, что он самый первый из нас приходит в порт». Молокову довелось прожить большую жизнь, он написал и вступление к книге Бориса Горбатова «Обыкновенная Арктика», и воспоминания о писателе: «Горбатов ни разу не проявил слабости духа, не поддался панике. Он достойно вёл себя в трудные и опасные минуты перелёта, был непременным участником всех «авралов». Весёлым, мужественным, доброжелательным он мне запомнился на всю жизнь». По воспоминаниям зимовщика с острова Диксон, доктора С. Никитина, Горбатов «оказался человеком исключительной доброты, волевым, подвижным, трудолюбивым». На Диксоне Горбатов в полной мере участвовал во всей жизни: в строительстве, работал наравне со всеми и на морозе, и в воде, охотился. Однажды отправился на соседнюю зимовку в двухстах километрах от острова по уже подтаявшему, залитому водой льду на тяжёлом экскаваторе для того, чтобы помочь соседним зимовщикам с продовольствием. В то же время едва ли можно было найти другого такого весёлого, неистощимого на выдумки человека. Он не только организовывал вечера, а репетировал спектакли, выпускал стенную газету, юмористические листки «Подзатыльник», в Первомай прочёл свою «Сказку о неизвестном острове», в которой был описан в шутливом тоне Диксон, своеобразный быт обитателей, их повседневные занятия и некоторые слабости и привычки. Получается, в далёкой Арктике встретились донбассовец Борис Горбатов и новоржевец Алексей Ритсланд.

Итак, сама жизнь дала материал для книги «Обыкновенная Арктика», она получилась очень атмосферной, пронизана силой оптимизма и веры в человека. В 1976 году на её основе на киностудии «Ленфильм» снят одноимённый фильм, режиссер Алексей Константинович Симонов, в фильме снимались: Олег Даль, Ролан Быков, Олег Анофриев, Афанасий Кочетков и другие. Режиссер Алексей Симонов вспоминал: «Впервые в жизни я писал сценарий не по своим произведениям, а по книге моего покойного друга Бориса Горбатова. Эта книга человека, который почти всю свою жизнь был и писателем, и газетчиком, десятилетие проработал в «Правде», много бывал в Арктике, работал военным корреспондентом. Это был настоящий человек. … В прошлом году я проделал довольно большой путь по Арктике, от Архангельска до Чукотки. Был во многих из тех мест, что посетил Горбатов. С собой у меня была его книга «Обыкновенная Арктика», и во время этого путешествия, перечитывая книгу, я с особенной силой увидел, какие перемены произошли в Арктике, какой огромный труд был в это вложен. Я думал о том, как много сделано и как важно вспомнить, с чего всё начиналось». Этот фильм в советское время не получил большого проката, потому что «зачем нарушать романтический стереотип, сложившийся в представлении советского зрителя, об Арктике 1930-х годов?» В книге и фильме показана действительно «обыкновенная» Арктика, её нелёгкие трудовые будни, во время которых герои пережидают пятидневную пургу, вручную двигают неверно поставленный при стройке ряж, принимают роды по радиотелеграфу, ссорятся, мирятся и выполняют свою тяжёлую работу. Это история о выживании в невыносимых северных условиях, о взаимоотношениях коллектива в замкнутом пространстве, о строительстве, которое вели полярники, и о трудностях, с которыми при этом сталкивались. А о Большом арктическом перелёте Горбатов писал: «Огромный путь пройден. Какая изумительная по ширине и масштабу картина развернулась перед нами. Быт народов Севера: эскимосов, чукчей, ненцев, алеутов, коряков, тунгусов, якутов, юкагиров, камчадалов – народов возрождённых и восходящих, распахнулся перед нами. Промыслы, фактории, индустриальные стройки Арктики, порты, угольные базы, полярные станции – всё это проходило как в чудесном калейдоскопе».

До последних дней Борис Леонтьевич Горбатов сохранил интерес ко всему донецкому – юзовскому, бахмутскому, луганскому. В конце своей недолгой жизни, тяжело больной и потому не покидающий дачи в Переделкине, понимая, что Донбасс уже не увидеть, Горбатов пытался воспроизвести атмосферу родных мест, увлёкся садоводством, посадил сад, познакомился с агрономами, старался изучить это дело, и на первом месте, конечно были донбасские маттиолы. Он писал: «На даче сейчас очень хорошо, распускаются розы. Такие огромные, белые и красные, каких у вас в Сочи нет. А маттиолы так благоухают по ночам, что с ума можно сойти».

 

АВРААМИЙ ПАВЛОВИЧ ЗАВЕНЯГИН,
ВСЕСОЮЗНАЯ КОЧЕГАРКА И ЗАКОНЫ СЕВЕРА

 

Авраамий Павлович Завенягин – это человек-легенда. Его имя известно и всем северянам, и жителям Донбасса. Он – один из первых партийных руководителей Донбасса, основатель Норильска и отец советской атомной отрасли. Его любимым изречением были слова Баратынского: «Дарование есть поручение, и должно исполнить его, несмотря ни на какие препятствия». Дарованием Завенягина было управлять людьми. В 16 лет, он уже член партии, учится в Реальном училище и в «Воззвании ко всему интеллигентному юношеству» говорит о том, что разрушен весь хозяйственный организм страны, фабрики и заводы прекратили производство мануфактуры, машин и выпускают орудия разрушения. Он говорит, что природные богатства страны велики, и дело только в правильной организации труда. Вся сила и ум совсем юного человека направлены на созиданием и мирную жизнь людей, чего тогда так не хватало.

После Гражданской войны Завенягина отправляют на «Всероссийскую кочегарку», восстанавливать разрушенные войной промышленность и инфраструктуры Донбасса. Первостепенная задача – наладить добычу угля. В 1920 году Завенягин занимает должность председателя уездного революционного комитета в городе Славянске, позже переводится в Юзовку (Донецк), в 1921 году избирается членом ЦК Украинской республики. Как позже писал современник Завенягина Александр Козачинский в книге «Зелёный фургон»: «Ему было всего лет восемнадцать, но в те времена людей можно было удивить чем угодно, только не молодостью». В это время на Донбассе за пределами крупных населённых пунктов власти практически нет. Большинство городов контролировались большевиками, в Волновахе и Мариуполе – врангелевцы, Старобельск держат махновцы.

Однажды в Юзовке случилось происшествие – по улицам катался открытый автомобиль, в котором молодые люди пели песни, стреляли в воздух из револьверов. Оказалось, что это устроил начальник Юзовского каменноугольного района, старый партиец Иван Чугурин. Завенягин моментально принял решение исключить Чугурина из партии и снять с должности. Началась политическая борьба, и силы, несмотря на молодость Завенягина, оказались практически равны, потому что он был за справедливость, новое будущее и восстановление Донбасса. В итоге, всем удалось сохранить лицо. Чугурин покинул Донбасс. Позже Завенягин уезжает на учёбу в Москву – Московскую горную академию.

В 30-х Завенягин стал начальником строительства Норильского горно-металлургического комбината. Историки трактуют его назначение как своего рода ссылку – за то, что он не позволил отправить в лагерь академика Ивана Михайловича Губкина – своего учителя, легендарного организатора советской нефтяной геологии. Основной рабочей силой комбината были заключённые Норильского исправительно-трудового лагеря. Несмотря на все сложности, авторитет у Завенягина среди заключённых был очень высок. Андрей Сахаров вспоминал: «Завенягин был жёсткий, решительный, чрезвычайно инициативный начальник; он очень прислушивался к мнению учёных, понимая их роль в предприятии, старался сам в чем-то разбираться, даже предлагал иногда технические решения, обычно вполне разумные». Именно Завенягин сформулировал правила успешной работы на Севере, которые сейчас известны как «законы Завенягина»:

1. Максимальная работа в нечеловеческих обстоятельствах.
2. Спасение (в том числе собственное) – в неординарных решениях.
3. Молодость – скорее достоинство, чем недостаток.

Самый северный город в мире обязан своим возникновением именно Завенягину. Он сформулировал принципы градообразования на Крайнем Севере, создал полноценный комбинат, один из его первых приказов был – создание школы для норильских детей, он пытался максимально улучшить жизнь людей, строит жильё, занимается питанием. В военные годы норильский никель активно применялся для производства танковой брони. Сейчас «Норильский никель» производит 85% российского никеля и кобальта, 70% меди, и более 95% металлов платиновой группы, а также селен и серебро. Внучка великого человека говорит, что Авраамий Павлович очень любил растения, и мог бы стать не тихим ботаником, а Вавиловым. В конце жизни он вёл записи «Сад. Деревья. Наблюдения. Заметки», которые начинаются словами: «Всю жизнь меня привлекали плодовые деревья – сад, его рост, созревание, плоды, выведение новых сортов. Тайна жизни и рождение яблока, ягоды. Но почти никогда мне не удавалось заняться этим увлекательным и благородным делом». (Завенягина, А. Дед был в системе, но оставался в ней порядочным человеком // Страна Росатом).

 

БОРИС АНДРЕЕВИЧ ЛАВРЕНЁВ:
ОСВОЕНИЕ И КАТАСТРОФЫ АРКТИКИ

 

Борис Андреевич Лавренёв (1891, Херсон – 1969, Москва) – писатель, журналист, военный корреспондент. Лауреат двух Сталинских премий.
Родился 4 (16) июля 1891 года в Херсоне в семье учителя-словесника. Учился в Херсонской мужской гимназии, затем на юридическом факультете Московского университета. Писал стихи, публиковался с 1911 года, примыкал к московской футуристической группе «Мезонин поэзии».

В его произведениях чувствуется стремление к остросюжетности, увлекательной интриге, всё это сочетается с броскими политическими лозунгами. Словно в киноленте напряжённые драматические повороты сменяют друг друга.

Писал об освоении Арктики: повести «Большая земля» и «Белое безмолвие». В последней представлена художественная версия спасения экипажа дирижабля «Италия», во главе которого стоял итальянский генерал, дирижаблестроитель и исследователь Арктики Умберто Нобиле. Автор сосредоточил внимание на одном из спасателей – Победителе, в образе которого угадывается норвежский полярник Руаль Амундсен, отправившийся на поиски и погибший. Автор писал по горячим следам катастрофы в 1928 году, информацию о трагедии черпал скорее из газет, разговоров того времени, чем из документов, которые в то время вряд ли были доступны.

 

книги об арктике

 

ГРИГОРИЙ АДАМОВ – КРАСНЫЙ ЖЮЛЬ ВЕРН

 

«Мир не так тривиален, как можно подумать» – эта мысль есть и у Жюль Верна, и у Григория Адамова.
Григорий Адамов, знаменитый своим романом «Тайна двух океанов» и его удачной экранизацией, путешествовал по Арктике, был дружен с великим советским полярником Отто Шмидтом, написал роман «Изгнание владыки». В этом романе показан цветущий край, в котором соединились победивший коммунизм и фантастические идеи по глобальному климатическому переустройству Арктики.

Григорий Адамов (настоящее имя: Абрам-Герш Борухович Бибс) родился в Херсоне 18 мая 1886 года, в семье рабочего-деревоотделочника. Ещё гимназистом стал участником местной большевистской организации, был арестован и выслан в Архангельскую губернию. Впоследствии был редактором социал-демократической газеты «Юг». После Октябрьской революции Г. Б. Адамов работал в народном комиссариате продовольствия (Наркомпроде), где подружился с будущим академиком и героем-полярником О. Ю. Шмидтом, был лично знаком с В. И. Лениным. Используя свой революционный псевдоним, он стал именоваться Григорием Борисовичем Адамовым. В 1934 году стал печататься в журнале «Знание – сила», там вышли в свет его рассказы для детей, а также «Оазис Солнца» и «Авария».

Самым знаменитым и счастливым стал его роман «Тайна двух океанов» – это советская классика, которая издается и сейчас. По этой книге снят замечательный фантастико-приключенческий фильм режиссёра Константина Пипинашвили, в главных ролях снимались звёзды отечественного кино: Сергей Столяров, Игорь Владимиров, Михаил Глузский, Павел Луспекаев и другие. Фильм получил высокую оценку за технику производства и разработку научно-фантастического сюжета на МКФ в Дамаске (1956).

Но одной из лучших книг в русской фантастической литературе критики называют «Изгнание владыки». Этот роман из разряда фантастики ближнего прицела. Сбор материала писатель начал в 1940 году. Он изучал труды Арктического института, дневники полярных экспедиций, рассказы зимовщиков. Поездка в Арктику принесла Г. Адамову множество ярких впечатлений. Романист встречался с рыбаками и оленеводами, пограничниками и строителями, совершал поездки на собаках и оленях, плавал на рыбацких сейнерах. В 1941 году отрывок из романа под названием «В Арктике будущего» был опубликован в журнале «Наша страна». Читатели были восхищены грандиозной идеей искусственного обогрева побережья Арктики подогретыми водами одного из рукавов Гольфстрима, для того, чтобы холод и вечная мерзлота навсегда покинули Заполярье. В романе советские люди успешно осваивают Арктику, превращают её в цветущий край, не знающий холода. На их пути встречается много трудностей: суровая природа, происки вражеских агентов, стремящихся во что бы то ни стало помешать росту могущества нашей страны. И это роман о победившем коммунизме.

 

МИХАИЛ ПЛЯЦКОВСКИЙ:
«ПОЧЕМУ НАЗВАЛИ СЕВЕР КРАЙНИМ?
ОН – БЕСКРАЙНИЙ. ТОЧНО ГОВОРЮ!»

 

Михаил Спартакович Пляцковский – прекрасный поэт, песни на стихи которого знают взрослые и дети («Крыша дома твоего», «Увезу тебя я в тундру», «Ягода-малина», «Если добрый ты», «Дружба», «Дважды два четыре» и другие), он родился в городе Енакиево Донецкой области. Михаил Спартакович Пляцковский очень любил путешествовать по нашей стране, возможно так продолжилась его детская любовь к маркам:
Я в детстве марки собирал,
Забыв футбол, бассейны.
Я марки в ящик запирал
Как будто клад бесценный. …

Я от восторга замирал,
Кружась в огромном мире…
И я про голод забывал
В нетопленной квартире.

Можно предположить, что Пляцковский бывал и на Псковщине. О его связи со Святогорским монастырём можно узнать в статье «Здесь Пушкин ясноглазый и кудрявый»: к дню памяти А. С. Пушкина». Бывал он и на Севере, даже на самом Северном полюсе.

Я дыханьем жарким руки согреваю,
С полушубка белый стряхиваю снег.
Что я делаю? Я Север открываю.
И не важно – для себя или для всех. …

Зря меня друзья уныло заверяли,
Будто Север – это холод и снега…
Ах, не знал я, что за люди северяне,
С ними я готов хоть к чёрту на рога!

 

об арктике

 

***

Обзор подготовлен в рамках цикла «Донбасс далёкий и близкий». Мы немного прикоснулись к теме тесных связей Донбасса и России, и, уверены, что наш обзор позволит увидеть в истории освоения Арктики и пересечении судеб нашу общую великую историю.

Надеемся, что предложенные книги помогут испытать на себе всю прелесть и мощь Арктики, познакомиться с истинными героями, которые велики прежде всего силой своего духа, а также увидеть самих себя в Арктических зеркалах.

Обзор подготовлен главным библиографом Псковской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих Еленой Сторокожевой.

Ссылка на список художественной и научно-популярной литературы для детей и взрослых специальных форматов о Крайнем Севере и Арктике.

Адрес: Псков, Набат, 5
Тел. 8(8112)72-42-53