180006, г. Псков, ул. Набат, д. 5
(здание Колледжа культуры и искусств, вход с ул. Первомайской)
Отдел обслуживания: (8112) 72-42-53 Администрация: (8112) 72-89-49

Понедельник-пятница: 9.00-18.00
Суббота: 10.00-16.00
Выходной день - воскресенье
Санитарный день - последняя пятница каждого месяца

Адреса пунктов выдачи:

Пункт выдачи №1 г. Невель
ул. Энгельса, 2.

Пункт выдачи №2 г. Великие Луки
ул. Новослободская, 10/1.

Пункт выдачи № 3 г. Печоры
ул. Юрьевская, д. 3а.


Иван Афанасьевич – великий педагог, гражданин, исследователь. Он заложил фундамент тифлосурдопедагогики нашей страны, создал оригинальную систему воспитания и обучения слепоглухонемых детей, изобрёл специальные технические устройства (читающая машина, телетактор). Самые знаменитые его ученицы – слепоглухие Ольга Скороходова и Юлия Виноградова. Идея и воплощение великого «Загорского эксперимента» принадлежит этому крупнейшему учёному-дефектологу и его соратнику, психологу Александру Ивановичу Мещерякову. Им помогали психологи, педагоги, философы – талантливые люди, загоревшиеся идеей открыть тайну развития человеческой психики и дать возможность слепоглухим открыть для себя мир культуры, науки и самих себя, главное – жить более полной жизнью. Эксперимент состоял в получении четырьмя слепоглухими людьми высшего образования.

 

Иван Афанасьевич родился 25 марта (7 апреля по нов. ст.) в станице Динской, ныне Краснодарского края, в казачьей семье. Его нянькой была глухая девочка-подросток, благодаря ей он научился общаться с другими глухими детьми, живущими в станице. Глухонемые дети стали его друзьями, с ними он разговаривал совершенно свободно – при помощи кратких, но выразительных жестов. В станице Динской была хорошая школа, её ученики активно участвовали в общественной жизни. В местной газете имя Соколянского упомянуто в числе трёх других детей, привезших собранные в станице хлеб и деньги голодающим Поволжья.

Соколянский окончил Кубанскую учительскую семинарию и активно участвовал в революционных событиях на Кубани, был арестован. После освобождения решил продолжить обучение в Санкт-Петербурге. На лекциях П. Ф. Лесгафта, которого он считал своим учителем, впервые узнал о науке о человеке и школах для глухонемых в Америке. Это столь потрясло юношу, что он решил посвятить себя этому делу. И. А. Соколянский учился в Психоневрологическом институте, активно занимался практикой, посещал Императорское училище глухонемых, Приют братства во имя царицы небесной – клинику, где были собраны дети с самыми разными дефектами, там он впервые увидел слепоглухонемых. Ещё до окончания Института он был приглашён преподавателем в Александровское училище-хутор для глухонемых. Там он проработал почти десять лет. Затем создал в Умани школу для глухих детей, преподавал дефектологию в Харьковском институте народного образования, был профессором Института народного образования в Харькове, с 1930 года был директором только что организованного в Харькове НИИ педагогики. Кроме того, Соколянский заведовал отделом экспериментальной психофизиологии и клиники для слепоглухих в Украинском институте экспериментальной медицины. Соколянскому удалось создать методику обучения слепоглухих навыкам самообслуживания и бытового труда, найти пути обучения речи, наблюдению и самонаблюдению. Среди его первых воспитанников была Ольга Скороходова – сирота, потерявшая слух и зрение. Она родилась в небольшом селе близ Херсона. Её судьба складывалась очень тяжело смерти матери, но, к счастью, ей встретился замечательный человек – Иван Афанасьевич Соколянский. Знакомство с ним, а позже учёба и работа позволили ей стать первым известным в стране слепоглухим исследователем и писателем. Ольга Скороходова сыграла значительную роль в становлении тифлосурдопедагогики в нашей стране. К сожалению, в Харьковскую школу-интернат в 1937 году Наркомпрос Украины закрыл, посчитав таких детей необучаемыми и умственно отсталыми. Воспитанники были переведены в другое заведение, где ими не занимались, а в годы Великой Отечественной войны они погибли от рук фашистов. Чудом остались живы только Мария Сокол и Ольга Скороходова. В 1943 году Соколянского вызывают в Москву, там организовывалась Академия педагогических наук РСФСР, а Научно-практический институт специальных школ преобразовывался в Институт дефектологии АПН РСФСР. В Москву Соколянский перевозит Ольгу Скороходову. Продолжается работа над её дневниками, которые позже составили удивительную книгу «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир». Эта книга приподняла завесу тайны жизни слепоглухого человека, вызвала в обществе огромный интерес к дефектологии, а также была отмечена премией К. Д. Ушинского.

И. А. Соколянский создал приборы, позволяющие слепоглухим общаться между собой и со зрячеслышащими людьми. За своё давнее изобретение «читальную машину» он был награждён Золотой медалью ВДНХ в 1960 году. Затем он работал над созданием прибора для записи двигательных непроизвольных реакций у слепоглухих и «неонового фотоскопа» (брайлевского экрана).

В жизни Ивана Афанасьевича Соколянского были и горе, и лишения – его дважды арестовывали – в 1933 и 1937 годах. В 1939 году, освободившись из тюрьмы с сильным нервным потрясением, он долго болел. Был реабилитирован незадолго до смерти 1957 году. В 1980 году ему и его последователю А. И. Мещерякову была присуждена Государственная премия СССР за создание научной системы обучения слепоглухих детей.

Иван Афанасьевич Соколянский интересовался всем самым малоизвестным и трудным, отличался твёрдостью жизненных принципов. Его удивительная, полная активной и созидательной силы жизнь может быть для нас примером. Нам важно помнить, что тифлосурдопедагогика возникла именно в нашей стране. Имена И. А. Соколянского и его ученика А. И. Мещерякова надо помнить.

«Загорский эксперимент». Что это? Это учебно-воспитательный процесс в Загорском детском доме (Сергиев Посад) под научным руководством Лаборатории изучения и обучения слепоглухонемых детей имени профессора Ивана Афанасьевича Соколянского НИИ Дефектологии АПН СССР, которой руководил один из основателей Загорского детдома, доктор психологических наук Александр Иванович Мещеряков. Создание системы работы со слепоглухонемыми детьми приравнивалось к значению для физики синхрофазотрона в Дубне. С чьей-то лёгкой руки, Загорский эксперимент называли «Синхрофазотроном общественных наук». В 1971 году Серёжа Сироткин, Наташа Корнеева, Саша Суворов и Юра Лернер поступили на психологический факультет МГУ и успешно его закончили. Они были героями своего времени. Юрий Михайлович Лернер стал скульптором, Сергей Алексеевич Сироткин стал кандидатом философских наук, был председателем Комиссии по деятельности слепоглухих при Европейском союзе слепых, Наталья Николаевна Корнева (по мужу Крылатова) реализовала себя как мать и жена, работает научным сотрудником в Психологическом институте РАО, Александр Васильевич Суворов – доктор психологических наук, президент Сообщества слепоглухих, профессор кафедры педагогической антропологии Университета РАО. Он совсем недавно, в этом году, ушёл из жизни.

Напоследок закончим словами профессора, психолога Александра Васильевича Суворова, участника «Загорского эксперимента»: «И для слепоглухих, и для зрячеслышащих – для всех вообще людей – на самом деле существует только то, с чем они действуют. И только в деятельности, а не в пассивном “созерцании”, вообще возникает, может возникать какая бы то ни было “информация”. … В процессе этой личностной, а не физиологической, жизнедеятельности мы не просто усваиваем/присваиваем, а воссоздаём культуру. … Мою слепоглухоту компенсирует не осязание само по себе, не всевозможные технические средства реабилитации, хотя без них, разумеется, я обойтись не могу. Реальный компенсирующий механизм – это вся бытовая, теоретическая, эстетическая, духовно-нравственная культура, которую мне удаётся воссоздавать (а тем более впервые создавать) в моей жизнедеятельности. Я вот могу наслаждаться стихами, а многим ли зрячеслышащим это доступно? …  А сколько среди физически зрячеслышащих духовно слепоглухих? И воссозданная культура позволяет некоторым слепоглухим общаться на уровне интуиции, иногда чуть не телепатии. Мы часто догадываемся, что нам хотят сказать, едва это начнут говорить. Потому что учитываем весь, в целом контекст общения, помним всё ранее сказанное, и предвидим, предугадываем, что после этого нам могут сказать. Вот она компенсация… И величайшее значение “Загорского эксперимента”, кроме всего прочего, в том, что он доказал: реальный орган чувств – воссозданная, тем более впервые создаваемая личностью, культура».

 

Подробней узнать о педагогике слепоглухих, жизни И. А. Соколянского:

Басилова, Т. А. О Соколянском и его методах обучения глухих и слепоглухих детей, так интересовавших Выготского // Культурно-историческая психология. – 2006. – Т. 2, № 3. – С. 8-16. – ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online). – Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2006_n3/Basilova (Дата обращения: 04.04.2024).

 

Она же. Соколянский Иван Афанасьевич. Биография (1889-1960) // Музей Института коррекционной педагогики. – Режим доступа: https://museum.ikprao.ru/peoples/sokolyanskij-ivan-afanasevich/ (Дата обращения: 04.04.2024). – Там же: Воспоминания. Научные труды. Архив.

 

Выход из темноты [Текст] : история одного эксперимента / автор-составитель Мария Митасова. – Москва : Эксмо, 2016. – 256 с. : ил. – (Психология. Мир особенных людей).

Книга о поразительных слепоглухих людях, которые смогли преодолеть условности и предрассудки общества, смогли составить своё мнение об окружающем мире и людях.

 

Скороходова, О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир [Текст]. – 2-е изд., испр. и доп. / О. И. Скороходова. – Москва : Педагогика, 1990. – 410 с. – ISBN 5-7155-0414-7.

 

Она же. Слишком темно и невыносимо тихо. Воспоминания слепоглухонемой. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир [Шрифт Брайля] : в восьми книгах : [16+] / Скороходова Ольга Ивановна ; редактор по Брайлю Л. А. Лункина. –Москва : ИПТК "Логосвос", 2022. – ISBN 978-5-419-05298-7.

Автор книги – человек необычной судьбы. В детстве она заболела менингитом и полностью потеряла зрение, а затем и слух. Примерно в десятилетнем возрасте она попала в школу-клинику для слепоглухонемых детей, где под руководством профессора И. А. Соколянского у неё была восстановлена речь. Здесь же она получила среднее образование. В дальнейшем защитила диссертацию в НИИ дефектологии. Эта женщина написала несколько книг и множество научных статей, но именно эта книга стала главным трудом её жизни, так как в ней она попыталась рассказать о том, каким ей представляется мир, о том, что это за мир, без красок и звуков… 

 

Соколянский Иван Афанасьевич / С. С. Степанов // Большая российская энциклопедия. – Москва : БСЭ. – Т. 30. – С. 637 :портр.

 

Суворов, А. В. Уроки «Загорского эксперимента» в контексте тифлосурдопсихологии // Дефектология. – 2015. – № 6. – С. 3-16.

 

Я живу. Дневник слепоглухого [Текст] : 12+ / [Фонд поддержки слепоглухих "Со-единение"]. – Москва : Э, 2015. – 289 с. – (Психология. Мир особенных людей). – ISBN 978-5-699-83270-5.

В этой книге собраны произведения, созданные слепоглухими людьми. Короткие рассказы повествуют о ярких моментах их жизни, переживаниях, надеждах. Погрузившись в мир слепоглухого человека больше начинаешь ценить красоту окружающего мира и маленькие радости.

 

выставка книг о слепоглухих

 

Обзор подготовила Елена Сторокожева, главный библиограф осп «Псковская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих» 

Справки по телефону: 8(8112)72-42-53.