9 мая мы отмечаем самый главный праздник нашей страны – День Победы!
Расскажем о пересечении истории родного Псковского края и нашего нового региона – Донбасса.
Известный и всеми любимый поэт-песенник, уроженец Луганска, Михаил Львович Матусовский воевал на Северо-Западном фронте, как он сам его называл на «фронтовых задворках», бывал и на Новгородской и Псковской земле. Именно эти места запали ему в душу, здесь прошло боевое крещение, первое испытание сил: «Мне необходимо было вернуться сюда, где проведённые два года можно безошибочно считать за десять лет, где было у меня столько друзей, сколько не успел я завести за всю свою жизнь, где с каждым поворотом пути связаны такие воспоминания, что с полным правом я мог бы назвать этот край своей второй родиной».
Михаил Матусовский был знаком с поэтом и летописцем псковского Партизанского края – Иваном Васильевичем Виноградовым. Прочитав, уже после войны его книгу партизанских былей, он с удивлением узнал о тех простых людях, с которыми он беседовал в военное лихолетье. Речь идёт о сёстрах Крымаковых, они были скромными учительницами из деревни Железницы – так знал Матусовский, а оказалось, были ещё и партизанскими связными, но в разговоре с военкором и словом об этом не обмолвились!
О ещё одной встрече вспоминал Михаил Матусовский. ««А, поэт», – сказал с некоторой долей иронии редактор дивизионной многотиражки "Вперёд на врага!" – привет! Тут у нас одну лярву перехватили. Давно такой сволочи не видал. Тоже себя поэтом называет». У этого «поэта» было даже выданное немецким командованием удостоверение, он работал на станции Дно, писал в фашистскую газету. На бумаге бурой, колючей, какого-то омерзительного цвета, среди разного газетного «мусора» были оттиснуты стишки во славу немецкого фюрера, подписанные псевдонимом «русский крестьянин». В этих строках Матусовский сразу узнал своего пренеприятнейшего и страшного знакомого Забурова. Он был знаком Матусовскому по донбасскому журналу «Забой» и литературному кружку. И сейчас он был плюгавенький, плешивый, правда, донашивал старый немецкий китель. Что заставило его заняться литературой – непонятно, в те, довоенные, годы он прятал под молодёжной кепкой лысину, носил портупею через плечо и гимнастёрку без знаков отличия. Его мёдом не корми – дай обрушиться на что-нибудь, навесить ярлык на кого-нибудь, у него был талант повторять общеизвестные фразы, словно до него их никто не слыхал, «под гимнастёркой можно было найти полное собрание прописных истин». Матусовский пишет, что «мы смертельно боялись Забурова, боялись его сверлящего, знающего о нас больше, чем мы о себе знаем сами, взгляда, сиплого, сорванного голоса, его полувоенной формы и пояса, на котором, по идее, должен был висеть пистолет, но пистолета, к счастью не было». К счастью, этого подлого предателя наши поймали.
Матусовский получал много писем. Один боец всегда носил в кармане вырезку со стихотворением о деревне Миронушка, но потерял где-то и пишет: «Не можете ли вы найти время и написать о том, где можно приобрести стихотворение той поры. Извините за беспокойство. Вам, думаю, не надо объяснять какими чувствами вызвано это письмо». И автор комментирует: «Да, товарищ Бенедиктов, не нужно. Я ведь совсем недавно возвращался автобусом с пушкинских праздников из Михайловского. В красном "Икарусе", полном нарядно одетых людей, было весело, беспечно, шумно. Неожиданно за огромным окном промелькнула дорожная указка с таким знакомым названием "Миронушка", и сразу для меня не стало ни этих беспечно болтающих спутников, ни праздной суеты, ни этого полдня, переполняющего солнцем просторный салон автобуса. Остались только раздолбанная, тряская дорога, и село Миронушка, где не было ни одной живой души, даже какой-нибудь приблудной собаки или одичавшей кошки, и отдалённое ворчание орудий, и свист немецкого самолёта, не утихающий, как зубная боль. Да, мне совсем не нужно объяснять, чем продиктовано это письмо из Петродворца».
Из стихотворения Михаила Матусовского «На Северо-Западном фронте»:
А память готова взорваться опять,
Лишь только её вы затроньте.
Вы знаете, где нам пришлось воевать?
На Северо-Западном фронте.
Над нами обугленный тлел небосвод
То в красном, то в белом накале.
Всю сырость псковских и демянских болот
С собой мы в подсумках таскали.
Здесь леший беседовать с нами привык,
Качаясь на ёлочных лапах.
Из нас ни один ещё санпропускник
Болотный не вытравил запах.
…Окопы уходят в траву без следа.
До дна высыхают болотца.
Быстрей, чем мгновенья, мелькают года –
Но ЭТО со мной остаётся.
И вижу я вновь, как при сильной грозе,
И лес, и высотку напротив –
И снова, и снова теряю друзей
На Северо-Западном фронте.
***
Ещё один наш герой – Семён Семёнович Школьников, уроженец Бахмута (ныне Артёмовск), он в годы Великой Отечественной войны был фронтовым оператором. С сентября 1942 года он – ассистент оператора в киногруппе Калининского фронта, с июня 1944 – ассистент оператора, затем оператор киногруппы 1 Прибалтийского фронта. Принимал участие в съёмках документального фильма «Народные мстители». День Победы встретил в партизанском отряде в Югославии.
Благодаря его съёмкам мы знаем больше о жизни калининских партизан. Эти партизанские бригады действовали на территории юга теперешней Псковской области.
О Школьникове вспоминает организатор партизанского движения в Калининской области, представитель Центрального штаба партизанского движения, начальник штаба партизанского движения на Калининском и 2-м Прибалтийском фронте В. Заболотнов в своей документальной повести «Наш позывной "Аист"». В этой книге мы прочитаем о мужественной борьбе с гитлеровцами 3КПБ, бойцы которой сражались бок о бок с партизанами Белоруссии и Латвии. Партизаны действовали в Опочецком, Пустошкинском, Себежском, Невельском районах и близ Полоцка, защищали общий Братский партизанский край на границе с Белоруссией. Школьников прибыл на самолёте в то время, когда фашисты готовили очередную карательную экспедицию против мирного населения под кодовым названием «Зимнее волшебство». Автор пишет: «Кинооператорам Школьникову и Быкову было что отснять. Находясь в отряде Ивана Либы, они передвигались в передовых взводах партизан и фиксировали на пленку боевые действия. Их камеры запечатлели и страшные злодеяния фашистов во многих деревнях Россонщины. Семен Семенович Школьников тогда не думал, что через год из отснятого им материала режиссер Васильев сделает кинофильм «Народные мстители», который будет демонстрироваться по всей нашей стране, на всех фронтах. И Семён Семёнович Школьников станет лауреатом Сталинской премии. Но до этого дня ещё предстоял большой и трудный путь по тылам врага».
Сам Семён Семёнович вспоминал в своей книге «В объективе – война»: «Прошло четверть века после войны. Я работал на киностудии «Таллинфильм», снимал мирную жизнь страны, но часто вспоминал о партизанских походах. И вот однажды получаю поздравление с Днём Победы от Опочецкого райкома КПСС. Подписала поздравление Полина Запорожец. Конечно же немедленно ответил. Спросил, не та ли Полина, разведчица. Ответила, что та. Звали её теперь уже Полиной Павловной. Фамилия Запорожец была по мужу, а девичья — Шибашова. Через несколько месяцев меня пригласили приехать в город Опочка на слёт наших партизан. Полину я разыскал перед открытием слёта, узнал сразу. И черты лица её, и фигура остались прежними. Обнялись, разговорились, вспомнили боевые годы. Со всех сторон подходили бывшие партизаны, постаревшие, но ничего не забывшие. Тесными рядами, словно в партизанском строю, двинулись в парк, украшенный транспарантами и знамёнами. Да, прошлое не умирает. Оно неизменно присутствует в сегодняшнем дне, определяя связь времён. Прошлое!»
***
В эти майские дни мы сердечно благодарим и отдаём дань памяти всем, кто сражался с врагом! Смелость, отвага, находчивость, мужество сопутствовали вам! И не только это. Ещё и взаимопомощь, взаимовыручка, желание и стремление прийти на помощь тому, кому хуже, кто слабее приблизили День Победы! Мы победили все вместе – и стар, и млад, представители всех национальностей из разных уголков страны, военные и труженики тыла, партизаны и подпольщики!
Поклонимся великим тем годам! С Днём Победы!
Материал подготовила: Елена Сторокожева, главный библиограф Осп «Псковская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих»
Телефон: (8112) 72-42-53.