180006, г. Псков, ул. Набат, д. 5
(здание Колледжа культуры и искусств, вход с ул. Первомайской)
Отдел обслуживания: (8112) 72-42-53 Администрация: (8112) 72-89-49

Понедельник-пятница: 9.00-18.00
Суббота: 10.00-16.00
Выходной день - воскресенье
Санитарный день - последняя пятница каждого месяца

Адреса пунктов выдачи:

Пункт выдачи №1 г. Невель
ул. Энгельса, 2.

Пункт выдачи №2 г. Великие Луки
ул. Новослободская, 10/1.

Пункт выдачи № 3 г. Печоры
ул. Юрьевская, д. 3а.


Проект «Открытая библиотека»

 

 

 

Подготовили: Егорова Алина, библиотекарь;

 

Куликова Алевтина Сергеевна,

 

заведующая Библиотекой микрорайона Овсище

 

МАУК «Централизованная библиотечная система» города Пскова

 

Аннотация

 

Привлечение читателей с ограниченными возможностями здоровья – неотъемлемая часть социокультурной работы библиотек. В данном проекте речь пойдёт о привлечении читателей с нарушением слуха в муниципальные библиотеки Пскова.

 

Такое привлечение не может быть ситуационным, оно невозможно без внедрения системы взаимодействия библиотек с людьми с нарушением слуха, с региональным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих», с переводчиками жестового языка.

 

Реализуя данный проект, библиотеки способны обогатить культурную и социальную жизнь людей с нарушением слуха, которые проживают в Пскове, стать площадками для обмена жизненно-важной информацией, опытом, знаниями.

 

Актуальность темы: люди с нарушением слуха, в большинстве случаев, не рассматривают муниципальные библиотеки города как место проведения своего досуга, так как предполагают, что, придя в библиотеку, столкнутся с «языковым барьером», не смогут объясниться, не будут поняты.

 

В то же время:

 

        чтение для них – один из немногих возможных способов получить интересную и важную информацию;

 

        организовав доступную среду для людей с нарушением слуха, библиотеки смогут вести социально значимую работу:

 

 

- проводить мероприятия, способные улучшить повседневную жизнь людей с нарушением слуха: консультации специалистов на ту или иную тему, помощь с поиском информации, помощь с заполнением документов и т.д.

 

 

- проводить мероприятия, способные познакомить человека с нарушением слуха с занятиями, которые могут стать его хобби, например: реставрация книг, каллиграфия, компьютерная грамотность, консультация специалиста по профориентации и т.д.

 

Безусловно, для большого количества полезных и социально-значимых мероприятий для людей с нарушением слуха требуется помощь переводчика жестового языка и без такой помощи деятельность библиотек в отношении людей с нарушением слуха кажется невозможной.

 

Но необходимо сделать библиотеки города доступной средой, площадкой для досуга, обмена опытом, знаниями – и укрепить знание об этом в сознании людей с нарушением слуха: «Вы всегда можете прийти в библиотеку, здесь вам всегда рады, здесь можно читать интересные книги и журналы, к тому же, время от времени здесь проходят интересные мероприятия» – именно таким должен быть посыл. Если в сознании людей с нарушением слуха укоренится эта мысль, если библиотеки станут для них уютным и любимым местом для проведения досуга, то и организовывать мероприятия и новые способы полезного взаимодействия будет проще.

 

Цель проекта: привлечь в муниципальные библиотеки города читателей с нарушением слуха.

 

Задачи проекта:

 

- подготовить в библиотеках города комфортную среду для читателей с нарушением слуха;

 

- разработать общий принцип взаимодействия библиотек и людей с нарушением слуха;

 

- обеспечить доступность информации о форме и качестве взаимодействия библиотек и людей с нарушением слуха.

 

Уникальность проекта: подобный проект в муниципальных библиотеках Пскова реализуется впервые.

 

Сроки реализации подготовительного этапа проекта: 1 год

 

Сроки реализации проекта: бессрочно.

 

 

 

 

 

Содержание подготовительного этапа проекта

 

Содержание работы

Этапы работы

Сроки

1

Подготовка видеоэкскурсии на языке жестов отдельно для каждой библиотеки (около 5 минут).

В рамках видеоэкскурсии:

·        знакомство зрителей с расположением помещений в библиотеке, с каждым библиотекарем лично,

·        объяснение принципа расстановки фонда,

·        организационные моменты.

Будет дана исчерпывающая информацию, чтобы после просмотра видеоэкскурсии у новых читателей с нарушением слуха оставалось как можно меньше вопросов.

- подготовить текст экскурсии на жестовом языке.

- согласовать с библиотеками города проведение съёмки;

- провести съёмку во всех библиотеках города.

- смонтировать готовые видеоэкскурсии.

7 месяцев

2

Разработка общего принципа взаимодействия библиотек и людей с нарушением слуха;

- попросить библиотекарей отделов обслуживания выучить 5 жестов вежливости;

- объяснить этические принципы общения с людьми с нарушением слуха.

6 месяцев

3

Разработка дизайна бейджа на ленте, в который необходимо будет вписать имя и фамилию читателя с нарушением слуха, чтобы в дальнейшем он показывал этот бейдж библиотекарю на абонементе или в читальном зале, так же, как слышащий человек называет свою фамилию, когда хочет взять книгу. (Объяснить в видеоэкскурсии, что при посещении библиотеки этот бейдж нужно всегда брать с собой).

- разработать и утвердить дизайн вкладыша для бейджа, общий для всех библиотек;

- заготовить достаточное количество бейджей на лентах.

6 месяцев

4

Обеспечить информационную поддержку проекта.

- отправить письмо в региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих».

- в письме объяснить инициативу библиотек, попросить оповестить слабослышащих и глухих жителей всех районов города, что в их районных библиотеках состоится знакомство с библиотекой.

- определить, согласовать и предоставить график знакомства жителей каждого района с их библиотекой.

В течение месяца от начала реализации проекта

5

Знакомство читателей с нарушением слуха с муниципальными библиотеками Пскова, расположенными в различных районах города.

- в назначенный по графику день и час в каждой библиотеке показать людям с нарушением слуха видеоэкскурсию,

- оформить их формуляры,

- заполнить бейджи,

- ответить на возникшие вопросы.

- провести вводное ознакомительное мероприятие, чтобы наглядно показать инициативу библиотек.

- на встрече попросить всех новых читателей добавиться в группу библиотеки ВК, чтобы вовремя узнавать об интересных мероприятиях.

- также на встрече собрать с помощью переводчика жестового языка обратную информацию (какие мероприятия могут быть интересны, на какие темы и т.д.)

(На таких первых встречах также необходимо присутствие переводчика жестового языка).

- разработать на год цикл мероприятий Библиотеки микрорайона Овсище с учётом пожеланий людей с нарушением слуха.

3 месяца

6

Создание бренда проекта

- разработать дизайн и пошить для библиотекарей отделов обслуживания жилетки с надписью на дактиле. Разработать надпись. Пример надписи: «Мы вам рады».

3 месяца

 

 

Ожидаемые результаты:

 

- привлечение в библиотеки города читателей с нарушением слуха;

 

- популяризация чтения среди людей с нарушением слуха;

 

- проведение социально-значимых мероприятий для людей с нарушением слуха;

 

- укрепление социально-значимого статуса библиотеки в городе, укрепления имиджа библиотек;

 

- реализация проекта и дальнейших мероприятий позволит наладить партнерские отношения с организациями и общественными объединениями.

 

 

 

Сценарный план мероприятия для глухих людей в рамках проекта

 

«Открытая библиотека»

 

Примечание №1:

 

Полезные и интересные мероприятия для глухих людей немыслимы без сопровождения переводчика жестового языка, поэтому видеолекция на жестовом языке – единственная возможность провести интересное и полезное для глухих людей мероприятие без непосредственного участия и присутствия в библиотеке переводчика жестового языка.

 

Примечание №2: 

 

Предполагается, что к моменту проведения мероприятия все сотрудники отделов обслуживания знают правила этики общения с глухими людьми и 5 жестов вежливости.

 

Примечание №3:

 

Задача библиотеки в отношении глухих людей – не только стать источником информации, но стать площадкой для встреч и интересного, полезного общения.

 

 

Сценарный план

 

1.     В группе ВК библиотеки выкладывается анонс мероприятия: такого-то числа состоится видеолекция на жестовом языке. Указывается тема (полезная, прикладная, понятная неподготовленному зрителю).

 

2.     В указанную дату в библиотеку приходят глухие люди. До читального зала (или другого зала, где есть видеопроектор) их сопровождают сотрудники библиотеки.

 

3.     Сотрудник библиотеки включает на проекторе видео с лекцией на жестовом языке. Пока глухие смотрят видео, сотрудник библиотеки присутствует в зале, контролирует работу аппаратуры. На столе лежит лист бумаги и ручка, чтобы при необходимости глухие могли задать вопрос сотруднику библиотеки.

 

4.     После окончания видео глухим людям даётся достаточно времени, чтобы обсудить увиденное друг с другом.

 

5.     После обсуждения их провожает на абонемент за книгами или к выходу сотрудник библиотеки.