Наша страна – одна из самых крупных мировых цивилизаций. Россия объединила разные географические, климатические аспекты, а главное, народы, культуры, конфессии. В самые решающие моменты нашей истории российский народ объединялся для свершения больших дел и побед.
4 ноября мы отмечаем День народного единства. Именно в этот день 4 ноября (22 октября по старому стилю)1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Миниными князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов.
В 2004 году Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днём и отмечать его как День народного единства. В пояснительной записке к проекту закона о введении нового праздника говорится, что «в этот день воины народного ополчения продемонстрировали образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Книги, посвящённые Дню народного единства, охватывают разные стороны российской истории:
· Смута и герои народного ополчения – Минин и Пожарский
Почему так важен этот день? С изгнанием поляков из Кремля завершился долгий тяжёлый период Смутного времени в России. Через несколько месяцев после освобождения Москвы Земский собор, куда входили представители всех сословий страны: дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, крестьяне и делегаты от русских городов, избрали нового царя — представителя династии Романовых Михаила Федоровича.
Ещё в 1613 году царь Михаил Фёдорович учредил День очищения Москвы от поляков. В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича появился церковно-государственный праздник – Русская Православная церковь в этот день чтила память Казанской иконы Божьей Матери «за избавление Москвы и России от нашествия поляков 1612 года».
• Многонациональная Россия
Российская цивилизация полиэтнична – Россию населяют почти 200 этносов: как писал Н. М. Карамзин «… чудесна и смесь её жителей, разноплеменных, разновидных, и столь удалённых друг от друга».
Россия находится между цивилизациями Востока и Запада, стоит одной ногой в Европе, а другой в Азии, и потому она вобрала в себя черты и того, и другого. Вместе с тем в России возникли идеи и культурные явления настолько самобытные и не свойственные ни Востоку, ни Западу, что породило рассуждения о загадочной русской душе.
История русского народа – это освоение им своего месторазвития, то есть Евразии, так считает один из создателей теории евразийства Георгий Вернадский, русский историк, большую часть жизни проведший в эмиграции. История этнических взаимоотношений народов России рассматривается в книге блестящего историка, этнографа Льва Гумилёва «От Руси к России».В книге он подводит итоги своих раздумий о том какой ценой и каким путём превратилась Киевская Русь (Русское государство) в Российскую империю. После этого началась совсем другая история.
О советском человеке и его образе жизниговорится в ёмкой и остроумной книге Петра Вайля и Александра Гениса «60-е. Мир советского человека». Они представили портрет эпохи, нравов, идей того времени.
Свою расшифровку понятия «россияне» предлагает книга Р. А. Агеевой «Какого мы рода-племени? Народы России : имена и судьбы». Это понятие объединяет примерно 150 этнических сообществ. Рассказывается об этнической истории каждого народа, на основе каких древних племён он складывался, каковы пути его миграции по просторам России.
В целом, о том, как проявляется национальный менталитет – в быту, языке, религии, литературе, искусстве, говорится в книге выдающегося отечественного культуролога и философа Георгия Гачева «Ментальности народов мира». В основе его работ – идея, согласно которой каждый народ одарён особым талантом видеть мир и сотворять вещи таким образом, который не свойственен народу-соседу, а многовариантность народов и их культур есть «сокровище человечества».
· Русская история, культура, любовь и русский мир
Ядром и началом российской цивилизации является русский народ. При этом русская культура не является единственной, исключающей все остальные. Она создаёт основания для укрепления национального самосознания и культурной самобытности. Русский народ собрал и объединил другие этносы нашей страны, поэтому часть книг посвящена именно русскому народу, его истории и культуре. Остановимся на некоторых из них.
О славянском мире наших предков, о том, кому они поклонялись, кого любили и ненавидели, как умели постоять за себя и свой род, как и во что одевались, какие украшения носили, каким оружием владели, рассказывается в книге Марии Семёновой «Мы — славяне». О том, насколько интересными и удивительными были представления наших предков об окружающем мире, жизни и смерти, отголосках древних верований в современной жизни говорится в книге Александры Барковой «Славянские мифы: от Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы».
Стихотворения и поэмы «Русские боги» Даниила Андреева откроют мир мифологических и романтических образов, мы пройдём по пути России, на котором трагизм сочетается с высокими надеждами.
И. Е. Забелин фундаментально обрисовал картину происхождения истории русской нации, русского народа, в том числе предысторию и историю славянских предков. Увидеть русского крестьянина в естественной обстановке поможет книга В. В. Бердинского «Русские у себя дома».
Понять важнейшие вехи истории России, наше прошлое и, следовательно, будущее поможет книга Ю. Лотмана «Беседы о русской культуре». Написанная увлекательным и доступным даже неподготовленному читателю языком, книга открывает перед нами завораживающий мир чинов, балов, карточных игр, дуэлей, политических интриг и, наконец, взаимоотношений людей ушедших эпох — мир особого культурного кода.
О влиянии природно-климатического фактора на экономику России и даже государственность рассказывается в книге историка Л. В. Милова «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса» и сборнике «Почему Россия не стала Европой».
Одним из самых трагических и одновременно сильных и искренних философско-публицистических произведений о России является книга Н. А. Бердяева «Судьба России» — книга, в которой автором выстрадано каждое слово.
В сборнике «Русский характер» представлены рассказы отечественных авторов о мужестве и стойкости русского солдата, воина. А в сборнике «Русский эрос» опубликованы забытые или малоизвестные произведения писателей, поэтов, мыслителей о понимании любви в России.
Окунуться в мир русской идеи поможет одноимённый сборник с работами П. Я. Чаадаева, А. С. Пушкина, А. С. Хомякова, Ф. И. Тютчева, А. И. Герцена, К. Н. Леонтьева, Н. И Кареева, Вл. С. Соловьева, А. Ф. Лосева, С. Н. Булгакова и многих других.
Закончим обзор словами Д. С. Лихачева: «Тысячелетние культурные традиции ко многому обязывают. Мы должны, нам крайне необходимо продолжать оставаться великой державой, но не только по своей обширности и многолюдству, а в силу той великой культуры, которой должны быть достойны и которую не случайно, когда хотят её унизить, противопоставляют культуре всей Европы, всех западных стран. Не одной какой-либо стране, а именно всем странам. Это часто делается непроизвольно, но подобное противопоставление само по себе уже указывает на то, что Россию можно ставить рядом с Европой. Если мы сохраним нашу культуру и всё то, что способствует её развитию, — библиотеки, музеи, архивы, школы, университеты, периодику (особенно типичные для России «толстые» журналы), — если сохраним неиспорченным наш богатейший язык, литературу, музыкальное образование, научные институты, то мы безусловно будем занимать ведущее место на Севере Европы и Азии. И, размышляя о нашей культуре, нашей истории, мы не можем уйти от памяти, как не можем уйти от самих себя. Ведь культура сильна традициями, памятью о прошлом. И важно, чтобы она сохраняла то, что ее достойно».
Приглашаем вас на выставку «Россия – моя история: к 4 ноября — Дню народного единства» в Псковскую областную специальную библиотеку для незрячих и слабовидящих по адресу:
Псков, улица Набат, дом 5.
Справки по телефону: 8(8112) 72-42-53.
Выставка открыта с 3 по 30 ноября 2023 года.
Со списком книг, представленных на выставке, можно ознакомиться по ссылке: images/documents/4_noyabry_den_edinstva.pdf
Материал подготовила: Елена Сторокожева, главный библиограф Псковской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих.