В России в октябре проходит Седьмая Всероссийская Неделя осведомлённости о дислексии. Её девиз – «100 ответов о дислексии».
В Псковской областной специальной библиотеке открыта выставка «Как хорошо уметь читать!», посвящённая дислексии и дисграфии. На ней представлена литература, адресованная специалистам и родителям, желающим помочь своим детям научиться читать и писать.
Почему родителям и педагогам важно знать о дислексии?
Как правило, трудности в обучении, в частности в обучении чтению, письму, счёту, связываются с тем, что ребёнок просто «не старается» и, соответственно, не получает необходимой помощи.
Ещё одна причина актуальности – мода на раннее развитие и её плоды. С одной стороны, родители стремятся научить ребёнка всему, в том числе чтению, как можно раньше, а, с другой стороны, «читающие» первоклассники читают неправильно, по буквам, а главное – без всякой охоты. Между тем, чтение – важнейшее умение в жизни не только конкретного ребёнка, но и всего человечества. Не желая читать – ничему не научишься. Как сделать так, чтобы чтение стало любимым занятием; ребёнок читал сам, с радостью и правильно?

Выставка книг в библиотеке о дислексии и дисграфии
Дислексия – это одна из наиболее распространённых специфических трудностей обучения, когда у ребёнка при нормальном интеллекте возникают стойкие проблемы с чтением, письмом. По оценкам экспертов, в России миллионы детей сталкиваются с этим нарушением, но, как правило, остаются без своевременной диагностики и не находят поддержки. Именно поэтому так важна осведомлённость о проблеме родителей, педагогов и общества в целом.
Обратившись к специальной литературе, книгам и журналам, можно узнать:
• О терминах – нарушения чтения и письма, дислексия и дисграфия;
• Как предупредить дисграфию и дислексию;
• Какова роль семьи и школы в профилактике и преодолении нарушений чтения и письма.
Общие рекомендации профессионалов таковы:
1. Забота о здоровье будущих родителей.
2. Профилактические осмотры ребёнка неврологом и психиатром – даже если, по мнению родителей, развитие ребёнка проходит нормально.
3. При обнаружении особенностей – как можно ранняя коррекционно-развивающая работа.
4. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
5. Повод показать ребёнка психологу/нейропсихологу, если ребёнок не произносит те или иные звуки; речь в целом невнятная, ребёнок затрудняется с подбором слов с противоположным значением, говорит простыми предложениями, плохо ориентируется (в схеме своего тела, в окружающем пространстве, на листе бумаги), есть трудности при выделении и назывании предметов при наложении их контуров друг на друга, есть расстройства поведения, двигательная неловкость.
6. Важна работа семьи с ребёнком, а не только специалиста.
Если всё-таки обнаружились нарушения, то важно понимать, что есть эффективные методы предупреждения и коррекции. Важно прежде всего обеспечить положительный настрой на занятия.
Начинайте с преодоления тех ошибок, которые больше всего «портят общую картину». Невозможно исправить всё и сразу. Будьте последовательны в преодолении ошибок.
Найдите, пожалуйста, время для игр с ребёнком! Включайте в свои домашние занятия подвижные и дидактические игры (с предметами, словесные, настольно-печатные) по развитию «чувства языка», речи, формированию навыков чтения и письма.
Использование игр позволит активизировать познавательную активность ребёнка, обеспечит нужное количество повторений учебного материала при сохранении положительного отношения к заданию (предупреждая переутомление), будет способствовать более прочному усвоению изучаемого материала.
Порой, даже читая, ребёнок не понимает прочитанного. Во всех случаях нарушения понимания прочитанного у детей – это результат нарушений предшествующих этапов развития их читательской деятельности. Развитие читательской компетенции – важнейшая линия культурного развития ребёнка.
Смысловое чтение. Читательская компетентность.
Е. Л. Гончарова предложила модель смыслового чтения «Колесо чтения» как структуру читательской компетенции.
Ядро читательской компетенции формируется задолго до обучения непосредственно чтению. Важное событие происходит на стыке раннего и дошкольного возраста – это переход от ситуативной речи к контекстной. Причём важно, что личный, непосредственный опыт маленького ребёнка «проговаривается», комментируется, осмысляется взрослым в беседе с ребёнком. За счёт эмоционально-смыслового комментария идёт бурное развитие лексико-грамматического строя речи. Обсуждается то, что произошло «здесь и сейчас» или в недавнем прошлом. Формируются высшие психические функции: восприятие, внимание, память, речь.
Для развития ситуативной речи – обсуждаем жизнь самого ребёнка, его радости и горести, переживания; с уже пишущим ребёнком ведём дневник жизни ребёнка. Привычка осмысливать свою жизнь – это начало формирования диалога с самим собой, что особенно будет важно в подростковом возрасте. Традиция ведения дневника событий была заложена в тифлосурдопедагогике и насчитывает не одно десятилетие. Регулярная запись своих самонаблюдений заложена И. А. Соколянским и реализована при работе с Ольгой Скороходовой. Также можно предложить ребёнку написать свою авторскую книгу. В книге описываются наиболее запомнившиеся и эмоциональные события жизни. Этот метод также использовался при работе со слепоглухими детьми.
Постепенно в дошкольном возрасте появляются в жизни ребёнка истории, которые выходят за пределы личного опыта ребёнка. Как это поддержать, развить? Чтение вслух, рассказывание детских произведений – ещё не читающему ребёнку. Это совместно-разделённое чтение совершенно необходимо для образования ядра читательской компетенции.
Особое место в читательском развитии дошкольника играют сказки, небывальщины. Активное, творческое восприятие сказок приравнивается по своему значению в этом возрасте к игре (а игра – это ведущий вид деятельности в этом возрасте). Взрослый не просто озвучивает текст, а стимулирует ребёнка к чтению, поддерживает внимание ребёнка, объясняет те или иные слова, помогает осмыслить и связать содержание с личным опытом ребёнка.
Г. Н. Кудина отмечает: «К шестилетнему возрасту у ребёнка складывается достаточно значительный как авторский, так и читательский опыт. В стихийном опыте общения с искусством (зрительском, слушательском), в опыте ролевой игры ребёнок уже приобрёл многие ценные для читательского и авторского творчества качества. Во-первых, он способен к вживанию, эмоциональной идентификации с героем (и как слушатель-зритель, и как исполнитель в игре). Во-вторых, он может и воспринимать, и выражать в игре определённый эмоциональный тон (грустное, весёлое, страшное, смешное и т.д.). В-третьих, ему доступны простые нравственные оценки (плохой, хороший, добрый, злой). В-четвёртых, он уже критичен и по отношению к произведениям искусства (нравится – не нравится), и по отношению к ролевой игре (интересно, скучно, непохоже). Наконец, в-пятых, у него уже есть исходное, пока ещё смутное отношение к художественной форме (это стихи; это рассказ, потому что так было; это сказка, потому что так не бывает)».
Образование базовой структуры читательской компетенции завершается в младшем школьном возрасте по окончании автоматизации навыка чтения.

Выставка книг в библиотеке о дислексии и дисграфии
В целом, забота о здоровье ребёнка, совместные беседы, игры с ребёнком – самые разные: сюжетно-ролевые, речевые, двигательные, а также, конечно, чтение ребёнку вслух, доброжелательное отношение в случае обнаружения трудностей – всё это поможет сформироваться заинтересованному и вдумчивому читателю.
Родителям адресованы методические рекомендации Института коррекционной педагогики «Роль и возможности семьи в преодолении нарушений чтения и письма у младших школьников», навигатор «100 ответов о дислексии».
Познакомиться с литературой о дислексии и дисграфии, имеющейся в Псковской специальной библиотеке им. А. А. Бологова, можно в списке и придя на выставку «Как хорошо уметь читать!». У нас вы найдёте учебные и методические пособия, материалы для диагностики, а также сборники игр и упражнений. Ссылка на список литературы о дислексии и дисграфии.
Адрес: Псков: Набат, 5
Телефон: 8 (8 112)72 - 42 - 53.
Подготовила главный библиограф осп «ПОСБНС им. А. А. Бологова» Е. С. Сторокожева.