180006, г. Псков, ул. Набат, д. 5
(здание Колледжа культуры и искусств, вход с ул. Первомайской)
Отдел обслуживания: (8112) 72-42-53 Администрация: (8112) 72-89-49

Понедельник-пятница: 9.00-18.00
Суббота: 10.00-16.00
Выходной день - воскресенье
Санитарный день - последняя пятница каждого месяца

Адреса пунктов выдачи:

Пункт выдачи №1 г. Невель
ул. Энгельса, 2.

Пункт выдачи №2 г. Великие Луки
ул. Новослободская, 10/1.

Пункт выдачи № 3 г. Печоры
ул. Юрьевская, д. 3а.

Новости

«ПРЕЖДЕ ВСЕГО – ЧЕЛОВЕК»: выставка литературы к Международному дню инвалидов

 29/11/23 
Международный день инвалидов установлен Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году с целью интеграции инвалидов в жизнь общества. Вы, наверное, знаете, что 15% живущих на Земле людей – инвалиды. Но если мы оглянемся вокруг, то вряд ли это заметим. Нет отдельного социума инвалидов и здоровых, есть наш большой общий мир, поэтому включение людей с инвалидностью в жизнь общества – одна из важнейших, приоритетных задач современной России. На этом пути встречаются объективные и субъективные трудности. Этому мешают не только недостаточное развитие экономической, социально-психологической помощи, но и широкое распространение социальных установок, предубеждений, стереотипов. Чем больше люди (с инвалидностью и без) будут общаться между собой, узнавать друг друга, тем понятней станут проблемы, те или иные трудности, тем ближе, сердечней будет отношение к человеку с инвалидностью. Отрадно, что в истории нашей страны есть примеры (порой уникальные), когда встречаются огромное стремление жить полной жизнью человека с инвалидностью и тёплое, умное, активное содействие родителей, педагогов и всех небезразличных людей. Представляя выставку литературы «Прежде всего – человек!», мы хотим, чтобы в инвалиде видели человека, а не те или иные ограничения – умственные, физические или сенсорные. В предложенных изданиях освещаются разные стороны жизни людей с инвалидностью в обществе:

Сценарий литературного часа для людей с инвалидностью Литературные тропинки родного края

 24/11/23 

МБУК Невельского района «Культура и досуг»

 

Центральная районная библиотека

 

 

 

«Литературные тропинки родного края»:

 

 

Сценарий литературного часа

 

по творчеству поэтов

 

 

 

Составитель: Кузенкова Надежда Леонидовна, библиотекарь Центральной районной библиотеки МБУК Невельского района «Культура и досуг» Невельского района

 

 

 

 

 

                             Литературные тропинки родного края 

 

 

Сценарий литературного часа по творчеству поэтов и наших земляков

 

Вадима Хрилева, Геннадия Тумарева, Александра Решетова.

 

 

Для широкой аудитории, в т. ч. для слабовидящих людей.

 

 

Действующие лица:

 

Ведущая – библиотекарь

 

Чтецы – 2

 

Оформление зала:

 

Представлена выставка по творчеству поэтов «И Невель в сердце у меня…».

 

 

Звучит «Песня о Невеле» (на стихи Карташова В.)

 

 

Ведущая:

 

Дорогие друзья! Много талантливых людей взрастила невельская земля!

 

Сегодня мы поговорим о замечательных поэтах Невельщины.

 

1Среди них Тумарев Геннадий Григорьевич. Родился поэт в 1939 году в деревне Сеньково Невельского района. Учился в музыкальном училище, работал полеводом, заведующим сельским клубом и библиотекарем. Публиковался в журнале «Наш современник», в «Антологии псковской поэзии». Составитель альманаха «И Невель в сердце у меня…». С 1997 года член Союза писателей России. Проживал в деревне Иваново Невельского района. Умер 5 марта 2019 года. В Иваново установлена памятная доска поэту.

 

У поэта несколько сборников стихов: «Я люблю», «Березовый свет», «Не может проходить любовь», «Еще прощаться рано».

 

Тумарев говорил: «Пишу, не вознося себя до небес и, самое главное, стараюсь не разминуться с человеческой душой».

 

 

Из стихотворения «Один свет».

 

Поэтов не бывает местных,

 

Одно есть звание: поэт.

 

У знаменитых и безвестных

 

В душе один и тот же свет.

 

 

 

Чтец (1):

 

Стихотворение «Посвящение городу».

 

Не год, не два, не остывая,

 

Какие грозы не гремят,

 

Бежит дорога столбовая

 

Из Киева на Ленинград…

 

Средь замечательных селений

 

На столбовой дороге той

 

Есть городок один – весенний

 

И под осеннею листвой…

 

Да, не без стона, по-российски

 

Не я один в себе несу

 

Его тропинки, обелиски,

 

Его озерную красу…

 

Мир слышал в годы грозовые

 

Из невозможного огня:

 

«Со мной, со мной моя Россия,

 

И Невель в сердце у меня».

 

 

Ведущая:

 

У поэта стихи из простого разговорного слова, в большинстве своем неожиданные и своеобразные. Они запоминаются, в них чувствуется жизненная энергия и добрая ирония.

 

 

Чтец (2):

 

Стихотворение «Эти дни».

 

Счастье – словно иголка в стогу:

 

Все ищу, а найти не могу.

 

Но какая зато благодать

 

Эти дни, словно сено, кидать!

 

Замечательный будет итог –

 

В честь иголки раскиданный стог.

 

 

Ведущая:

 

А эти небольшие четверостишия заставляют задуматься о жизни, о любви.

 

 

Чтец (1):

 

Стихотворение «Секрет молодости».

 

Нет, годы молодость не губят,

 

Мы молоды, пока нас любят.

 

И остается только жить

 

Так, чтобы нас могли любить.

 

 

 

 

Ведущая:

 

В репертуаре народного самодеятельного коллектива «Хор Ветеран» есть песня на стихи Геннадия Тумарева «Озера голубые».

 

 

Звучит песня «Озера голубые»

 

2

 

 

 

 

3Ведущая:   Еще одно имя поэта связано с невельской землей - это Вадим Хрилев. В каком бы жанре не работал поэт он всегда оставался лириком. Критики называют его лириком есенинского склада, этих поэтов объединяет какая-то щемящая грусть, красота и простота слога. Близок для поэта мир природы, в его стихах оживают метель и дождь, навевают грусть улетающие журавли.

 

 

Чтец (2):

 

Как друзей закадычных, вдруг нас окликая,

 

Выплыл клин журавлей на ответной заре.

 

Я сегодня другой, да и ты, дорогая,

 

Как рябина на снежном, соседском дворе.

 

Скоро стужа обнимет озера и гати.

 

И заплачет осинник в любимом краю.

 

Слыша крик журавлей, на холодном закате

 

Я готов исповедовать душу свою.

 

 

Ведущая:

 

Вадим Хрилев родился в глухой деревушке Горки Меховского района Витебской области в семье сельского учителя 7 декабря 1935 года. Когда началась война, мальчику было 6 лет. С первыми взрывами, бомбежками закончилось детство, погибает отец. Семья перебирается жить в Невель к родственникам. Навсегда запомнилась Вадиму изба деда Михаила, мерцание лампадок, образа, перед которыми молился дед. А весной пахали землю, на себе тянули плуг и так все годы войны. После войны была школа, служба в армии. В 1958 г. Вадим уезжает в Ленинград, где работает и заочно учится в ЛГУ. Все это время он пишет стихи. Первые циклы его стихов печатают журналы «Нева» и «Звезда». В 1969 г. вышел первый сборник его стихов «Дикая мята». Он был тепло встречен критиками и читателями. Затем появились сборники стихов «Лебединое кочевье», «Рябиновые холода», «Журавлиная почта», «Ракитовый вечер», «Метельная одиссея». Живя в Ленинграде, поэт часто приезжал в Невель, где жили его родственники, друзья. Этот город стал его малой родиной. И закончился жизненный путь Хрилева тоже в Невеле. Он погиб в 1998 г.

 

Поэтическое наследие Хрилева велико и многогранно. В стихах поэта вся его непростая жизнь, любовь к Родине. Это своеобразный лирический роман, главным героем которого является Поэт.

 

 

Чтец (2):

 

Стихотворение «В зыбком дрожании даль августовская…».

 

Сядь же со мною, как прежде, хорошая,

 

Хватит, Михайловна, зря хлопотать.

 

Сядь. На платке потемнели горошины.

 

Как незаметно состарилась мать.

 

Старая кофта заштопана нитками,

 

Светятся волосы в белом огне.

 

Скажет, как будто печаль свою выткала:

 

«Что же так долго не ехал ко мне?»

 

 

Ведущая:

 

Нежностью проникнуты эти строки, посвященные матери, они доносят до нас сокровенную мысль автора: дорожите своими родными, общением с ними.

 

У поэта была крепкая семья, подрастали четверо сыновей. Множество лирических стихов Вадим Хрилев посвятил жене Светлане.

 

 

Чтец (1):

 

Стихотворение «Спасибо, родная, что встретил...».

 

Спасибо за нежные всходы,

 

А также за кротость твою.

 

Спасибо, что многие годы

 

Я дерзкую песню пою.

 

Не зря же когда-то судьбина

 

Дала мне свои удила.

 

Спасибо за каждого сына,

 

Ведь ты четырех родила.

 

 

Ведущая:

 

Все, о чем пишет поэт, неразрывно связано с русской природой, которая дышит, радуется, волнуется. Любимый образ Хрилева – это рябина, образ, неразрывно связанный с родными местами.

 

 

Чтец (2):

 

Стихотворение «Рябиновый куст».

 

По осени душа моя чиста,

 

Я ваш, мои пылающие кисти.

 

Мне хорошо у красного куста

 

Стоять и слушать, как лопочут листья.

 

Мне этот лепет слаще, чем вино,

 

Разлитый возле старого овина,

 

Два звука милые слились в одно,

 

Звук первый – Русь и звук второй – рябина.

 

 

Ведущая:

 

Работал Вадим Хрилев много и серьезно. Он писал драмы и детские повести. Первая поэтическая сказка называлась «Девочка и дракон». Позже было написано еще 6 сказок. Перу автора принадлежит и роман под названием «Выворотень».

 

В 2001 г. родные, друзья и близкие создали литературный фонд имени Вадима Хрилева.

 

 

Чтец (1):

 

Я ведь свой российский, в полном роде,

 

Я хожу и радуюсь свободе,

 

В душу льется аромат густой…

 

Я останусь все-таки в народе,

 

Словно звук певучий и простой.

 

 

Чтец (2):

 

Отца и мать не выбирают –

 

Какие есть, таким и быть.

 

Не знаю, кто родному краю

 

Обиду смеет предъявить.

 

Что в мире есть по - живописней,

 

По - интереснее края…

 

За все, что радовало в жизни,

 

Что полюбил на свете я,

 

Тебе несу по праву сына

 

Тепло невыдуманных слов,

 

Земля с ольшаником в низинах,

 

С тяжелой глиною холмов.

 

Здесь крыши прислонив к деревьям

 

Встречает новый день моя –

 

Простая русская деревня

 

У безыменного ручья:

 

Ей много лет.

 

И было много

 

В полях – труда.

 

В веках – невзгод…

 

У хлебных скирд, у льниц  дорога

 

Меня к великой – к ней ведет.

 

 

Ведущая:

 

4Далее мы продолжим разговор о поэте Решетове Александре. Родился он в семье крестьян в 1909 г. в деревне Осетки на Невельщине. В 16 лет уехал в Ленинград продолжать свое образование. Учился на специальном факультете при Союзе советских писателей. В 1931 г. вышла первая книга стихов «Так мы живем».  Произведения Решетова печатались в журналах «Звезда», «Новый мир».

 

В становлении поэтического дарования А. Решетова участвовало как бы само время. Он и его сверстники были полны энтузиазма, жажды творчества. О. Берггольц вспоминала, что поэтическая молодежь с пристальным вниманием следила за творческим ростом своих товарищей, что радостным событием для них были «стихи начинающих тогда свой путь Ярослава Смелякова, Павла Васильева, Александра Решетова, Бориса Лихарева…»

 

 

Чтец (1):

 

Молодой иду по Ленинграду,

 

Звон трамваев,

 

Первый в небе гром.

 

В городскую шефскую бригаду

 

Нарвский и меня включил райком.

 

Из деревни сам сюда мальчонкой

 

Ехал с земляком лет пять назад.

 

Значит, годы шли светло и звонко,

 

Вырастил нас город Ленинград.

 

 

Ведущая:

 

С первых дней Великой Отечественной войны Решетов – в рядах Советской Армии. Войну Решетов прошел корреспондентом фронтовых газет. Воевал на Мурманском направлении, затем на Ленинградском фронте. В блокадном Ленинграде выходит его книга стихов «Ленинградская доблесть». Свои военные стихи он читал в Большом зале филармонии в ноябре 1943-го в блокадном Ленинграде.

 

 

Чтец (2):

 

Огонь войны не сжег в душе, не выжег

 

Ни нежных чувств,

 

Ни дорогих имен.

 

Как темен путь!

 

От орудийных вспышек

 

Мгновенным блеском озарился он.

 

И в этот миг, взнесенные высоко,

 

Предстали этажи передо мной,

 

И глянули ряды дрожащих окон

 

С огромных стен, израненных войной.

 

 

Ведущая:

 

В автобиографии поэт писал: «Стихи мои биографичны. Писались они по душевной потребности». Ценности народной нравственности и морали поэт черпал в воспоминаниях деревенского детства и юности, в своих родных местах на Невельщине. Названия стихов поэта говорят сами за себя: «В городе Невеле», «Письмо в Невель», поэма «Сторона родная». В годы войны поэзия Решетова приобрела яркий лирико-публицистический характер. Герой лирики этого периода воплотил в себе конкретные особенности русского характера, простоту, внутреннюю энергию.

 

 

Чтец (1):

 

Стихотворение «Письмо в Невель».

 

Я помню мхи у невельских озер,

 

По ним идут бойцы в свинцовом свисте,

 

Мой отчий край приветливо простер

 

Рябин осенних пламенные кисти.

 

Где б ни был я,

 

В былые времена

 

Я слышал зов безгласной легкой тени:

 

Манила золотая тишина

 

Родных полей,

 

Звал шум лесов осенних…

 

 

Ведущая:

 

У Решетова издано 20 книг «Дороги и думы», «Запавшие в душу картины», «Роща», «Я здесь живу» и др. В его творческом наследии есть поэмы, повесть в стихах «Первая весна». Умер поэт в Ленинграде 26 февраля 1971 года.

 

Когда читаешь произведения Решетова, слышишь голос человека, у которого драгоценный опыт прошлых лет, любовь к Родине, выросшую из любви к скромным местам отчего края, к нашей невельской земле.

 

 

Чтец (1):

 

Стихотворение «В городе Невеле».

 

С детства знаю: ты древен,

 

А гляжу – новосел,

 

Первый город мой – Невель,

 

Срубы, где б ни прошел.

 

Погорелец суровых

 

Не забытых годов

 

Понастроил сосновых,

 

Скромных, ладных домов…

 

…На Долыссы автобус

 

Через час отойдет;

 

Вмиг домчит он отсюда

 

Вглубь района людей,

 

Подкатить в нем не худо

 

Мне к деревне своей.

 

Ой, как долго, тягуче

 

Я – когда-то юнцом –

 

На колесах скрипучих

 

Ездил в Невель с отцом!..

 

 

Ведущая:

 

  Поэзия - это как протянутая рука. В какой-то тяжелый момент протягиваешь человеку руку или подставляешь плечо. Вот это поэзия, когда она настоящая. Она необходима, чтобы людям было немножко легче, веселее, может быть, светлее, радостнее, чтобы не приходило отчаяние.

 

 5

 

 

Фото с мероприятия для людей с ограниченными возможностями по зрению, которое состоялось 16 ноября 2022 года.

 

 

Свои стихотворения читают невельские поэты: Н.Кузенкова, А.Артеменкова, Н.Воронова:

 

66667777

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 8888

 

 

Ведущая: Поэзия – это удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить свои чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности, обогащая духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее. Поэтому не случайно, что поэзия – это часть нашей жизни. Вам сегодня выдалась возможность прочувствовать это в поэтических строчках на нашем литературном часе.

 

 

 

Список литературы:

 

 

«…И Невель в сердце у меня»: Альманах. – Невель, 1998. – 172 с.

 

 

Казюлин, Н. Невель: Биографический словарь. / Николай Казюлин. – Невель, 2004. – 462с.

 

 

Невельская антология: сборник стихов. – Невель, 2015. – 97с.

 

 

«…С верой, надеждой, любовью…»: сборник стихов невельских поэтов. – Невель, 2008. – 94с.

 

 

Решетов, А. Е. Стихотворения. Поэмы / Александр Решетов. – Москва, 1956. – 314с.

 

 

Тумарев, Г. Г. Еще прощаться рано: стихи / Геннадий Тумарев. – Невель-Псков: Всероссийский фонд культуры. Псковское отделение, 1995. – 95с.

 

 

Хрилев, В. З. Рябиновая Русь: стихотворения / Вадим Хрилев. – Санкт-Петербург, 2002. – 192с. 

 

 

 

 


Инклюзивное мероприятие Урок человечности

 24/11/23 

Празднично-игровая программа Как найти дорожку к новогоднему порожку для детей с овз

 24/11/23 

Праздничная
литературно-игровая программа
«КАК НАЙТИ ДОРОЖКУ
К НОВОГОДНЕМУ ПОРОЖКУ»

Составитель: Смирнова Оксана Алексеевна,

главный библиотекарь

ГБУК РО «Рязанская областная

специальная библиотека для слепых»

Праздничная программа начинается с кукольного спектакля по сказке В. Берестова «Как найти дорожку» (можно заменить чтением произведения вслух).

Как только убирается ширма, появляются Мальчик и Девочка.

 

Мальчик: Все деревья снег засыпал - выглядят солидно.

Девочка: Все тропинки замело, ничего не видно.

Мальчик: К Дед Морозу нам попасть нужно непременно.

Девочка: Все желанья в Новый год он выполнит мгновенно! Как найти дорожку к Морозову порожку?

Девочка: Летом нам помогла Пчёлка найти дорожку в лесу, а сейчас зима, Пчёлка спит, как и Улитка. В лесу холодно, снежно, что будем делать?

Мальчик: Да надо успеть на встречу с Дедом Морозом и Снегурочкой. Посмотри, здесь много детишек сидят, может они нам помогут? Детишки, поможете нам найти дорожку к Деду Морозу?

Дети отвечают.

Девочка: И сразу на душе стало веселее, когда столько помощников у нас оказалось. Но куда мы сейчас пойдем?

Мальчик: Вон, под ёлкой мешочек лежит. Сразу видно, что он волшебный, может нам поможет.

Берёт мешочек.

Мальчик: Ну, мешочек, помоги, нам дорожку укажи.

Достаёт листок, читает.

Мальчик: Покричите погромче, может кто услышит.

Девочка: А что кричать?

Мальчик: Здесь новогодняя кричалка. Помогите нам, ребята. Мы будем читать, а последнее слово вы будете кричать громко:

Хороша в своём наряде,

Детвора всегда ей рада,

На ветвях её иголки,

В хоровод зовёт всех... (Ёлка)

Девочка:

Есть на ёлке новогодней

В колпаке смешливый клоун,

Серебристые рожки

И с картинками... (Флажки)

Мальчик:

Бусы, звёздочки цветные,

Чудо-маски расписные,

Белки, петушки и хрюшки,

Очень звонкие... (Хлопушки)

Девочка:

С ёлки подмигнёт мартышка, Улыбнётся бурый мишка; Заинька висит из ватки, Леденцы и... (Шоколадки)

Мальчик: Старичок-боровичок, Рядом с ним снеговичок, Рыжий котенька-пушишка И большая сверху... (Шишка)

Девочка:

Нету красочней наряда: Разноцветная гирлянда, Позолота мишуры И блестящие... (Шары)

Мальчик:

Яркий из фольги фонарик, Колокольчик и кораблик, Паровозик и машинка, Белоснежная... (Снежинка)

Девочка:

Ёлка все сюрпризы знает И веселья всем желает; Для счастливой детворы Загораются... (Огни)

КогДа заканчивается кричалка - появляется Белочка.

Белочка: Кто здесь так громко кричал, что случилось? Опять вы, ребята, в лесу и одни. Опять ищете дорожку к леснику?


 


 

 

Мальчик: Нет, в этот раз нам надо к Деду Морозу. Помоги нам, Белочка, на праздник попасть.

Белочка: Мне тоже хочется к Деду Морозу, но путь туда далекий и непростой. Если согласны, то пойдёмте.

Белочка проводит игру «В ДАЛЬНИЙ ПУТЬ». Все дети собираются в круг и повторяют движения ведущих.

«Нам не страшен дальний путь (отрицательно крутят головой), к Деду Морозу мы идём (шагают). Путь идёт наш через лес (отодвигаем ветки руками), тут кругом полно волков, напугать нам нужно их (громко рычат, показывают когти руками).

Нам не страшен дальний путь (отрицательно крутят головой), к Деду Морозу мы идём (шагают). Речка перед нами, покрытая вся льдами. Мы по льдинкам перейдём (скользят как на льду ногами), дальше в путь пойдем. Перед нами горы - великаны (поднимают голову вверх), и вершины не видать. Надо нам на эти горы залезть (лезут вверх). Уф-ф-ф, добрались до вершины, а теперь вниз - кубарем (кружатся вокруг себя). Устали (вытирают пот со лба), тяжела дорожка к Морозову порожку. Садитесь, детишки.

Белочка: Доставайте из волшебного мешочка следующее задание.

Мальчик достаёт листок с заданием.

Мальчик: ИГРА «ЗИМНИЕ НАСТРОЕНИЕ».

Ведущий говорит четверостишья, на которые дети дают ответы «верно» - хлопают в ладоши, «неверно» - топают ногами.

Белочка:

Расцвели среди мороза

На сосне большие розы.

Их в букеты собирают

И Снегурочке вручают. (Неверно)

Девочка:

Дед Мороз зимою тает

И под ёлочкой скучает -

От него осталась лужа;

В праздник он совсем не нужен. (Неверно)

Мальчик:

Со Снегуркой Снеговик

К детям приходить привык.

Любит он стишки послушать,

А потом конфеты кушать. (Верно)

Белочка:

В феврале под Новый год

Добрый Дедушка идёт,

У него мешок большой,

Весь наполненный лапшой. (Неверно)

Девочка:

Под конец декабря

Сорван лист календаря.

Он последний и ненужный -

Новый год гораздо лучше. (Верно)

Мальчик:

Не растут зимой поганки,

Но зато катают санки.



 

С ними радостно детишкам -

И девчонкам, и мальчишкам. (Верно)

Белочка:

К нам из жарких стран зимою

Чудо-бабочки летят,

Снежной тёплою порою

Собирать нектар хотят. (Неверно)

Девочка:

В новогодний праздник славный Кактус для детишек главный - Он зелёный и колючий,

Ёлочки намного круче. (Неверно)

Мальчик:

В январе метут метели, Наряжая снегом ели.

Зайчик в шубке своей белой По лесочку скачет смело. (Верно) Появляется Зайчик.

Зайчик: Кто тут меня вспоминал? Привет, Белка, а кто это с тобой?

Белочка: Ребята, они ищут дорогу к Деду Морозу.

Зайчик: И я с вами, я тоже на праздник хочу!

Мальчик: Тогда вытаскивай из волшебного мешочка задание.

Зайчик: А меня в мешочке никто не укусит?

Все: Что ты, не бойся.

Заяц с опаской опускает руку в мешок и достаёт «Варежки».

Зайчик: Это что такое?

Мальчик: Игра «Варежки», все собираются в круг и играют в музыкальную игру.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ВАРЕЖКИ»

Девочка: Доставайте следующее задание, а то мы на праздник опоздаем.

Мальчик достаёт из мешочка снежок.

Белочка: ИГРА «КТО БОЛЬШЕ ПОПАДЁТ

В ЦЕЛЬ СНЕЖКОМ».

Выносятся два ведерка, дети строятся в две команды, всем раздаются снежки. Выигрывает команда, у которой больше попаданий.

Зайчик: Молодцы! Но когда же уже мы придём к Деду Морозу? В мешочке ещё задания есть?

Девочка достаёт из мешочка лист с загадками.

НОВОГОДНИЕ ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Девочка:

Если лес укрыт снегами,

Если пахнет пирогами,

Если ёлка в дом идет,

Что за праздник? ... (Новый Год)

Мальчик:

Ёлка в праздник Новый Год Взрослых и детей зовёт.

Приглашает весь народ В новогодний ... (хоровоД).

Белочка:

Новогодние шары - Лучший дар для детворы. Хрупок, сказочен и ярок Этот праздничный . (подарок).

Зайчик:

Все его зимой боятся - Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице ... (Мороз)

Девочка:

Поглядели мы в окно, Аж, глазам не верится!

Все вокруг белым-бело

И метёт ... (Метелица)

Мальчик:

Едва повеяло зимой - Они всегда со мной.

Согреют две сестрички,

Зовут их ... (Рукавички)

Белочка:

Дед Мороз мешок большой За своей несёт спиной, Созывает весь народ На веселый. (Новый Год).



Дед Мороз пришёл к нам в гости

С хрупкой, белоснежной гостьей.

Он назвал её дочуркой.

Эта девочка... (Снегурка).

Входят Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз: Слышим, слышим, гости к нам пришли на праздник.

Оглядывается.

Дед Мороз: Да как вас много! Ну, здравствуйте, мои дорогие, здравствуйте. Долго вам пришлось ко мне добираться, много препятствий пройти.

Снегурочка: Дедушка Мороз, ты посмотри, какие красивые детишки у тебя в гостях, многие в карнавальных костюмах. Кто-то из них выучил стихотворения для тебя. Давай их послушаем.

Дед Мороз вызывает детей, которые читают стихи или делают что-то другое. Всех одаривает призами.

Снегурочка: А теперь хоровод. Какой же праздник без него?

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ЁЛОЧКА В ЛЕСОЧКЕ»

Дед Мороз: Я очень люблю, когда детишки играют в кричалки, порадуйте, меня старого.

Снегурочка: Я буду читать новогодние вопросы, а вы в конце каждой строчки кричите «Потому что Новый год!»

Почему вокруг веселье,

Смех и шутки без забот?..

Почему гостей весёлых

Ожидается приход?..

 


Почему желанье каждый Загадает наперёд?..

 

 

Почему огнями ёлка

 

Вам игриво подмигнёт?..

 

Почему Снегурку с Дедом Каждый здесь сегодня ждёт?..

 

Почему в нарядном зале Дети водят хоровод?..

 

Почему удачи, мира

 

Дед Мороз ребятам шлёт?..

 

Дед Мороз: За такие хорошие, добрые слова, за то, что вы прошли все испытания, неси, Снегурка мой мешок. Всем моим гостям подарки дарить будем.

 

Дети получают подарки, фотографируются с Дедом 12 Морозом.

 


Празднично-игровая программа Новогодние забавы для детей с овз

 24/11/23 

 

НОВОГОДНИЕ ЗАБАВЫ

 

 

 

Праздничная игровая программа

 

Составитель: Смирнова Оксана Алексеевна,

 

главный библиотекарь

 

ГБУК РО «Рязанская областная

 

специальная библиотека для слепых»

 

 

 

Ведущий 1:

 

Что такое Новый год?

 

Что такое Новый год?

 

Это дружный хоровод,

 

Это смех ребят весёлых

 

Возле всех нарядных ёлок.

 

Тот, кто хочет, чтоб весёлым

 

Был бы этот Новый год,

 

Пусть сегодня вместе с нами

 

Песню звонкую поёт!

 

Ведущий 2:

 

Мы собрались сегодня в этом красивом зале, чтобы вместе отпраздновать наступление какого праздника?

 

(Дети отвечают)

 

Поднимите руки, для кого этот праздник самый люби­мый. А почему? Ну что же мы рады доставить радость ещё раз встретиться с новогодними забавами.

 

К нам пришёл проказник, наш любимый праздник! Всех он за руки берёт в хоровод вставать ведёт. (Собирает детей в круг).

 

Начинаем праздник! На новогоднем празднике самое главное - это ёлка. И наша следующая игра про неё.

 

ИГРА «РАЗНЫЕ ЁЛОЧКИ»

 

Ведущий 1 рассказывает, что в лесу растут разные ёлочки - и низкие, и широкие, и высокие, и тонкие - и пред­лагает поиграть в игру на внимание.

 

Ведущий 1 объясняет правила игры: Если я скажу: «высокие» - поднимите руки вверх;

 

«низкие» - опустите руки и присядьте; «широкие» - разведите руки как можно шире;

 

«тонкие» - сведите руки как можно уже. Ведущий играет с детьми, стараясь их запутать.

 

Ведущий 2: Следующий конкурс тоже про ёлку.

 

КОНКУРС «УКРАСЬ ЁЛОЧКУ»

 

Детям раздаются листочки с нарисованной ёлочкой. Они должны за определённое время нарисовать как можно больше новогодних игрушек. Можно соревноваться не на время, а на качество выполненной работы.

 

Ведущий 1: Ах, как много разных ёлочек у нас получи­лось, прямо целый лес. Теперь немного подвигаемся.

 

 

 

 

ИГРА «САМЫЙ ЛОВКИЙ»

 

Расставьте различные новогодние предметы на полу (их должно быть не столько, сколько детей, а на один мень­ше). Все дети ходят по кругу под музыку, когда прекратилась музыка, каждый должен схватить любой предмет. Кому ни­чего не досталось, тот на время выходит из игры. Количество предметов уменьшается каждый раз на одного. Выигрывает самый ловкий.

 

Ведущий 2: Молодцы, молодцы, хорошо размялись. А теперь потренируем ваше внимание.

 

ИГРА «Я ТОЖЕ»

 

Ведущий усаживает детей на стульчики в рядочек и рас­сказывает историю, где небылицы перемешаны с действия­ми, которые человек может выполнить. Дети внимательно слушают и реагируют на рассказ ведущего. Рассказчик при этом не спешит, а после каждого предложения делает паузу и подымает руки вверх. Если действие выполнимо - дети должны крикнуть: «Я тоже!». А если действие нельзя выпол­нить - промолчать.

 

Вчера я ходил на речку.

 

(Все дети кричат - я тоже!)

 

Вижу, на камушке сидит лягушка.

 

Увидела меня, стала песни петь.

 

Я стал ей подпевать.

 

Наши песни услышала цапля.

 

Села на камушек рядом с лягушкой.

 

Из воды выскочила золотая рыбка.

 

И тоже запела.

 

Вдруг прилетела ворона.

 

Она как каркнула.

 

Все закричали и разбежались.

 

А я поскакал в лес.

 

И увидел зайчика.

 

Зайчик кушал пирожок.

 

Игру можно продолжать долго, но в ней никто не по­беждает, зато все весело смеются и фантазируют.

 

Ведущий 1: Я принесла вам красивые ледяные новогод­ние открытки, но они выпали у меня из рук и разбились на кусочки. Помогите мне их собрать.

 

КОНКУРС «НОВОГОДНИЕ ПАЗЛЫ»

 

Найдите любые старые новогодние открытки (или ска­чайте из Интернета) и разрежьте их на несколько частей (чем старше ребенок, тем больше частей получится). Предложите детям сложить эти веселые картинки.

 

 

Ведущий 2: Зимой часто бывает холодно, идёт снег, а если снег с сильным ветром, то как это называется? (пурга, метель)

 

Поиграем в ИГРУ «НАЛЕТЕЛА ВДРУГ ПУРГА» Налетела вдруг пурга, закружила, замела!

 

Всех девчонок вправо, а мальчишек влево! (кружатся вокруг себя на месте)

 

Прыгать будем, как пружинки (прыгают на месте) Ловим мы теперь снежинки

 

(ловят воображаемые снежинки, хлопают в ладоши) Снежный шар теперь скатаем

 

(делают движения ладонями, будто лепят)

 

И друг в друга бросаем (делаем броски)

 

Налетели к нам снежинки, словно лёгкие пушинки, С ними вместе закружились и теперь остановились! (кружатся и останавливаются)

 

Ручками захлопали, ножками затопали

 

(хлопают, топают)

 

И все вместе, дружно скажем С НОВЫМ ГОДОМ!

 

Ведущий 1: Зимой мы играем на улице в разные игры,

 

Во что играете вы? (Дети отвечают) Сейчас будет конкурс на самого меткого метателя снежков.

 

КОНКУРС «МЕТКИЙ СНЕЖОК»

 

Детская подвижная весёлая игра, вырабатывающая у детей ловкость и внимательность, а также быстроту реакции. Для игры ведущий должен приготовить мешок с маленьки­ми мячиками или «снежками», самостоятельно сделанными из ваты или пенопласта. Детям нужно дать 2 пластмассовых ведёрка. По условному сигналу дети должны начать бросать снежки в вёдра. Кто больше попадёт, тот победил.

 

Ведущий 2: Сейчас я буду загадывать загадки, связан­ные с зимой, а вы отгадывать.

 

ЗАГАДКИ

 

А сейчас я вам, ребятки,

 

Загадать хочу загадки!

 

Вы, смотрите, не зевайте,

 

Хором, дружно отвечайте!

 

На дворе снежок идет,

 

Скоро праздник... (Новый год!)

 

Мягко светятся иголки, Хвойный дух идет от. (ёлки).

 

Ветви слабо шелестят,

 

Бусы яркие. (блестят).

 

И качаются игрушки,

 

Флажки, звёздочки. (хлопушки).

 

Косолапый и большой

 

Кто в берлоге спит зимой? (медведь)

 

Волшебные туфли

 

Наденешь на ноги -

 

И сразу помчишься

 

По зимней дороге. (коньки)

 

Зимой на ветках яблоки,

 

Скорей их собери!

 

И вдруг вспорхнули яблоки,

 

Ведь это. (снегири)

 

Живу, друзья, я в Антарктиде. Одет всегда я так -

 

Рубашка белоснежная

 

И длинный чёрный фрак. (пингвин)

 

Дом её на белой туче,

 

Но ей страшен солнца лучик.

 

Серебристая пушинка,

 

Шестигранная ... (снежинка)

 

Он из снега одного,

 

Из морковки нос его.

 

Чуть тепло, заплачет вмиг

 

И растает. (снеговик)

 

Чьи рисунки на окне,

 

Как узор на хрустале?

 

Щиплет всякого за нос

 

Зимний дедушка. (мороз)

 

Ведущий 1:

 

Зацепилась за карниз,

 

Головой свисает вниз.

 

Акробатка - крохотулька,

 

Зимний леденец -. (сосулька)

 

И следующая игра с сосульками. Но с необычными.

 

ИГРА «У КОГО БОЛЬШЕ СОСУЛЕК»

 

Сделать нечётное количество сосулек из пластиковых бутылок голубого цвета или из целлофана, разбросать их по полу. Чья команда больше соберет сосулек, та и победила. Можно сосульки развесить на натянутой общей нитке и тог­да дети снимают их и складывают в одно место, отведённое каждой команде.

 

Ведущий 2:

 

Сосульки очень красивые, но есть их не стоит, можно заболеть.

 

ИГРА «СЪЕДОБНОЕ - НЕСЪЕДОБНОЕ»

 

Дети должны хлопать в ладоши, если называемый пред­мет съедобен и топать ногами, если не съедобен.

 

Вижу чашку целую гвозДей - хочешь ешь, а хочешь пей! Нам сегодня на обед приготовили рулет, две бутылки молочка и хрустящего жучка.

 

А ещё изюм, орешки, деревянную тележку, плитку шоколадную, куколку нарядную, полкило колбаски, акриловые краски, золотую брошку, вареников немножко. Ручки и карандаши посолили от души! Скатерть и салфетки, рыбные котлетки, пианино и гармошку, запечёную картошку Всё мы съели понемножку.

 

Ведущий 1:

 

Я предлагаю сыграть в необыкновенный хоккей, где клюшкой будет пластиковая бутылка, а шайбой - шарик.

 

ИГРА «ВОЗДУШНЫЙ БОЙ»

 

Две команды сражаются пустыми пластиковыми бу­тылками, перекидывая ими воздушные шары. Нужно забить как можно больше шаров в «ворота» (два игрока команды).

 

ДЕТСКАЯ ДИСКОТЕКА

 

Сделайте подборку детских новогодних песен. Сами танцевать дети могут, но недолго. Предлагаем несколько тан­цевальных игр.

 

ТАНЕЦ ЖИВОТНЫХ

 

Ну-ка, ёлочка, светлей

 

Заблести огнями.

 

Пригласили мы гостей

 

Веселиться с нами.

 

По дорожкам, по снегам,

 

По лесным лужайкам

 

Прискакал на праздник к нам

 

Длинноухий зайка.

 

А за ним - смотрите все! -

 

Рыжая лисица.

 

Захотелось и лисе

 

С нами веселиться.

 

Вперевалочку идёт

 

Косолапый мишка.

 

Он несёт в подарок мёд

 

И большую шишку.

 

Ну-ка, ёлочка, светлей

 

Заблести огнями.

 

Чтобы лапы у зверей

 

Заплясали сами.

 

Ведущий 2 предлагает детям танцевать как слоники, медведи, зайчики, лошадки, лисички, бабочки, жабки и т.д. Можно раздать маски этих животных детям. Так будет на­много веселее.

 

Со всей страною вместе

 

Мы встретим Новый год.

 

Кружись у ёлки, дружный

 

Весёлый хоровод!

 

(Все танцуют)

 

ТАНЕЦ С ЗАДАНИЕМ

 

Все танцуют, а когда музыка прерывается, то нужно выполнить определённое действие. Например, закричать «С Новым годом!», присесть, подбежать к ёлке. Кто первый выполнит задание, тот и выиграл.

 

Ведущий 1: Ну, вот и подошёл к концу наш весёлый праздник, а впереди вас ждут сказочные волшебные дни: по­дарки, катания на санках, зимние забавы и многое другое.

 

Что такое Новый год?

 

Это - дружный хоровод,

 

Это - ДуДочки и скрипки,

 

Шутки, песни и улыбки -

 

Вот, что значит,

 

Вот, что значит Новый год!

 

Что такое Новый год?

 

Новый гоД - мороз и лёд!

 

И в танцующих снежинках

 

Незаметные пружинки -

 

Вот, что значит,

 

Вот, что значит Новый год!

 

Вручение подарков детям.