(здание Колледжа культуры и искусств, вход с ул. Первомайской)
Понедельник-пятница: 9.00-18.00
Суббота: 10.00-16.00
Выходной день - воскресенье
Санитарный день - последняя пятница каждого месяца
Адреса пунктов выдачи:
Пункт выдачи №1 г. Невель
ул. Энгельса, 2.
Пункт выдачи №2 г. Великие Луки
ул. Новослободская, 10/1.
Пункт выдачи № 3 г. Печоры
ул. Юрьевская, д. 3а.
Новости
Мастер – класс «Поздравительные открытки»
 23/11/23Мастер – класс «Поздравительные открытки»
Инклюзивная практика работы с лицами с ОВЗ и инвалидами
Подготовила: Исакова Бела Николаевна,
библиотекарь МБУК «Гдовская РЦБ им. Л.И. Малякова»
Цель проведения занятия - реабилитация инвалидов, изменение их эмоционального состояния. Методом арт-терапии человек нагляднее проявит себя, выразит свои переживания. Способ выражения - ручная работа, при помощи которой снимается стресс, нервное перенапряжение. Повод - изготовление открыток, чтобы вручать их юбилярам на дому при посещении членов клуба «Рябинушка» активистами Общества инвалидов и библиотеки.
Подготовительно-организационный этап.
а) Еще на этапе приглашения на заседание клуба предупредить о том, чем будем заниматься (может человек хочет петь или читать стихи). Мужчинам отведем роль активных помощников: найти хороший картон, красивую бумагу, наточить ножницы. Пусть также определят свое отношение к этой работе.
б) Если участник уже представляет, какую он будет делать открытку, пусть захватит из дома кружево, бусинки, пуговицы, пластиковые глазки или другие оригинальные предметы.
в) Ведущему надо самому позаботиться о литературе по теме работы (в женских журналах очень много описаний изготовления легких и нарядных открыток). Эти варианты предложить «неопределившимся».
г) Ведущий заранее должен позаботиться о бумаге, картоне, клее, двустороннем скотче, инструменте (ножницы, линейки, карандаши), тех элементах декора, которые встречаются в предложенных им вариантах.
д) Для проведения МК основным ядром выбрать слабовидящих членов клуба. Вокруг них формируем группу из 10-12 человек. Разбиваем присутствующих на пары: слабовидящий – с общим заболеванием, с нарушением центральной нервной системы – с другой нозологией и т.д. Основная работа ложится на более здорового участника.
Основная часть (содержание мастер – класса)
а) Ведущий рассказывает о применении на занятии метода психотерапии, который называется арт-терапия и использует художественные приемы для творчества. Самое легкое и подходящее – работа с бумагой, картоном, красками. Она задействует нервные окончания на кончиках пальцев, положительно действует на нервную систему, позволяет сосредоточиться, что нормализует сопутствующие эмоции. Все это не только способствует улучшению здоровья, но и приносит эстетическое удовлетворение мастеру и радость одариваемому. «Будем делать поздравительные открытки для подруг, которые можно вручить с подарком на дому (или поздравить их на очередном заседании клуба)»
б) Если будут вопросы и комментарии о том, что легче купить готовую открытку, убедить, что близкий человек обязательно оценит фантазию, умение и чувство вкуса. Это будет не продукт массового производства, а эксклюзивная вещь, в которую при изготовлении вложили частичку души.
в) Ведущий предлагает ознакомиться с литературой по теме. В это время он рассказывает об истории ручной открытки.
Об истории открыток ручной работы практически ничего неизвестно.
Первое упоминание об открытках датируется около 500 лет назад до нашей эры. В те годы открытки представляли собой листы папируса, которые расценивались египетской и китайской культурами как послание благосостояния и доброжелательности. Кардмейкинг - в переводе с английского «делать открытку». Техника изготовления открыток вручную зародилась еще в Древнем Китае. Там существовал обычай – в канун Нового года обмениваться открытками, приглашениями, поздравлениями, сделанными своими руками. Такие открытки носили очень индивидуальный характер, были украшены в соответствии со вкусом, характером, индивидуальностью адресата, снабжались только ему посвященными афоризмами, надписями и пожеланиями. В 1400 году открытка, сделанная вручную, попала в Европу и обрела необычайную популярность. Почти до конца 19 века во всех уголках Европы люди поздравляли друг друга именно самодельными открытками. В то время не было почты, поэтому открытки доставлялись людям лично. Из-за этого процесс дарения был недешевым и только богатые люди могли позволить себе обмениваться открытками. К концу 19 века начался научно-технический прогресс, появились специальные печатные устройства, а сними и первые типографии. Производство открыток было поставлено на конвейер, отпала необходимость делать в подарок открытки своими руками - гораздо проще и дешевле стало купить однотипную поздравительную открытку.
г) Рассказывая об изготовлении открыток, не надо употреблять постоянно иностранные слова – скажут: «Мы русские люди».
д) Когда выбор варианта сделан, отметить, что открытка ручной работы – особый вид рукоделия, ведь при ее изготовлении мастер вкладывает в поздравление свою душу и сердце, придает подарку индивидуальность. Это не просто карточка, украшенная кружевом, бусинками, картинками, это та самая часть души мастера, которую он дарит в качестве подарка.
е) Ведущий работает над своей открыткой и, если есть вопросы, приходит на помощь другим участникам.
Рефлексия
а) Представление выполненных работ (ведущий оценивает деятельность участников и по их работам отмечает изменения мыслей и чувств, улучшение эмоционального фона встречи).
б) Награждение победителей (небольшие подарки). Участники сами выбирают лучшие работы, обосновывая свой выбор.
в) В заключительном слове ведущий советует присутствующим не ограничиваться только этим занятием. В домашних условиях можно заняться плетением из бисера, оригами, аппликацией и т.д., что тоже снимет стресс и поможет сосредоточиться.
г) Если кто захочет выразить свое мнение о мастер-классе – выслушаем, прокомментируем.
д) Фотография участников с выполненными работами (у нас такая традиция -после каждого заседания клуба фотографируемся и пополняем альбом).
Планируемое общее время встречи-1,5-2 часа.
Мастер- класс для детей с нарушением зрения «Зимние узоры»
 23/11/23
Мастер- класс для детей с нарушением зрения
«Зимние узоры»
Подготовила: Иванова Елена Геннадьевна,
зав. отделом обслуживания читателей
МБУК «Пушкиногорская центральная районная библиотека»
Цель: приобщить детей с ОВЗ к изобразительному творчеству.
Задачи:
- познакомить с техникой «восковые мелки + акварель»,
- развивать усидчивость, терпение, внимание и воображение;
- воспитывать интерес к творческому процессу детей с ОВЗ и слабовидящих детей;
- создать комфортную психологическую обстановку.
Материалы: белый альбомный лист А4, восковые мелки или восковые свечи, акварельные краски (голубая, синяя), кисть или губка.
Особенности мастер-класса.
В ходе предварительной работы по подготовке к мероприятию для выполнения была выбрана одна из нетрадиционных техник рисования восковыми мелками и акварелью. На первый взгляд, кажется, что эти два материала несовместимы, поскольку воск отталкивает воду. Но именно это свойство и позволяет добиваться удивительных результатов – картины, нарисованные восковыми мелками и акварелью необычайно выразительны.
Данный материал доступен для детей с нарушением зрения как вид творчества, поскольку материал должен быть четким, точным, ярким и красочным. Кроме того, эта техника рисования позволяет использовать разные материалы (знакомит с разными материалами), чистые локальные цвета (по рекомендациям, предпочтительнее использовать темные изображения на белом фоне и наоборот).
Нетрадиционное рисование — основа многих арт-терапевтических техник, позволяет преодолеть чувство страха, вселяет уверенность в себе, дарит свободу самовыражения.
Ход занятия
Здравствуйте ребята!
Какое время года у нас сейчас? Кто знает?
Пришла Зимушка - зима стало холодно, заковала льдом речки и озера, землю и деревья укрыла своим снежным одеялом, а на окошках решила нарисовать причудливые узоры.
А вы видели на окошках зимние узоры?
Давайте посмотрим.
Презентация фото зимних узоров
Очень красивые узоры, разные завитки, круги, линии, звездочки и снежинки умеет рисовать Зима.
Вот послушайте, какие стихи написал о морозных узорах писатель Сергей Косолапов.
Узоры на стекле
Мела метель метлою белой.
На замороженном окне
Мороз своей рукой умелой
Нарисовал рисунок мне.
Нарисовал он на просторе
Крутых изгибов кружева.
И на стекле слились узоры
И разглядел я лишь едва,
Что между нитей и сплетений,
Ажурных лент из серебра,
Есть много разных ответвлений,
Что незамечены сперва.
В них я увидел совершенство
И плавных линий волшебство
И окунулся в свое детство,
Смотря в узорное стекло.
Очень красивое стихотворение.
А скажите с чем автор сравнил морозный узор? (Ажурные ленты, кружево)
Ребята, давайте тоже попробуем нарисовать морозный узор, но не стекле, а на бумаге.
Возьмем наши белые листочки бумаги и представим, что этот окно, и мы с вами нарисуем узоры на нем. И не просто нарисуем, а как зима невидимо поколдуем.
Но сначала отступим 2 сантиметра от края листа бумаги белым восковым мелком нарисуем рамку окна, она может быть и узкая, и широкая, пока она не видна и сливается с цветом бумаги. Но скоро произойдет волшебство.
Затем взяли в ручки восковой мелок синего или голубого цвета и рисуем разнообразные узоры на «стекле» нашего окошка (это могут быть изогнутые линии, завитки, снежинки и т.п.)
Чтобы изображение лучше проявилось, необходимо взять широкую кисть или губку обмакнуть в голубую (синюю) краску и покрыть лист крупными мазками. Рисунок появится как по волшебству!
Посмотрите на рисунки мы с вами настоящие волшебники.
Зима, позавидует красоте наших «морозных узоров».
Вот так чудо, на окне
Снежные узоры!
Дед мороз рисует мне
Сказочные шторы!
В этой технике «акварель и восковые мелки» можно рисовать разные картины. Вам понравилось рисовать?
До новых встреч!
Литература
1. Казакова Р.Г. Занятие по рисованию с дошкольниками : Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей. - СПб. : КАРО, 2007. - 178 с.
2. Киселева М.В. Арт - терапия в работе с детьми. СПб. : Речь, 2008.
3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под. ред. Л.И. Плаксиной.