180006, г. Псков, ул. Набат, д. 5
(здание Колледжа культуры и искусств, вход с ул. Первомайской)
Отдел обслуживания: (8112) 72-42-53 Администрация: (8112) 72-89-49

Понедельник-пятница: 9.00-18.00
Суббота: 10.00-16.00
Выходной день - воскресенье
Санитарный день - последняя пятница каждого месяца

Адреса пунктов выдачи:

Пункт выдачи №1 г. Невель
ул. Энгельса, 2.

Пункт выдачи №2 г. Великие Луки
ул. Новослободская, 10/1.

Пункт выдачи № 3 г. Печоры
ул. Юрьевская, д. 3а.

Новости

Мастер – класс «Поздравительные открытки»

 23/11/23 

                                   Мастер – класс «Поздравительные открытки» 

 

Инклюзивная практика работы с лицами с ОВЗ и инвалидами

 

 

 

Подготовила: Исакова Бела Николаевна,

 

библиотекарь МБУК «Гдовская РЦБ им. Л.И. Малякова»

 

 

Цель проведения занятия - реабилитация инвалидов, изменение их эмоционального состояния. Методом арт-терапии человек нагляднее проявит себя, выразит свои переживания. Способ выражения - ручная работа, при помощи которой снимается стресс, нервное перенапряжение. Повод - изготовление открыток, чтобы вручать их юбилярам на дому при посещении членов клуба «Рябинушка» активистами Общества инвалидов и библиотеки.

 

Подготовительно-организационный этап.

 

а) Еще на этапе приглашения на заседание клуба предупредить о том, чем будем заниматься (может человек хочет петь или читать стихи). Мужчинам отведем роль активных помощников: найти хороший картон, красивую бумагу, наточить ножницы. Пусть также определят свое отношение к этой работе.

 

б) Если участник уже представляет, какую он будет делать открытку, пусть захватит из дома кружево, бусинки, пуговицы, пластиковые глазки или другие оригинальные предметы.

 

в) Ведущему надо самому позаботиться о литературе по теме работы (в женских журналах очень много описаний изготовления легких и нарядных открыток). Эти варианты предложить «неопределившимся».

 

г) Ведущий заранее должен позаботиться о бумаге, картоне, клее, двустороннем скотче, инструменте (ножницы, линейки, карандаши),  тех элементах декора, которые встречаются в предложенных им вариантах.

 

д) Для проведения МК основным ядром выбрать   слабовидящих членов клуба. Вокруг них формируем группу из 10-12  человек. Разбиваем присутствующих на пары: слабовидящий – с общим заболеванием, с нарушением центральной нервной системы – с другой нозологией и т.д. Основная работа ложится на более здорового   участника.

 

 

 

Основная часть  (содержание мастер – класса)

 

а) Ведущий рассказывает о применении на занятии метода психотерапии, который называется арт-терапия и использует художественные приемы для творчества. Самое легкое и подходящее – работа с бумагой, картоном, красками. Она задействует нервные окончания на кончиках пальцев, положительно действует на нервную систему, позволяет сосредоточиться, что нормализует сопутствующие эмоции. Все это не только способствует улучшению здоровья, но и приносит эстетическое удовлетворение мастеру и радость одариваемому. «Будем делать поздравительные открытки для подруг, которые можно вручить с подарком на дому (или поздравить их на очередном заседании клуба)» 

 

б) Если будут вопросы и комментарии  о том, что легче купить готовую открытку, убедить, что близкий человек обязательно оценит  фантазию,  умение и чувство вкуса. Это будет не продукт массового производства, а эксклюзивная вещь, в которую при изготовлении вложили частичку души.

 

в) Ведущий предлагает ознакомиться с литературой по теме. В это время он рассказывает об истории ручной открытки.

 

Об истории открыток ручной работы практически ничего неизвестно.

 

Первое упоминание об открытках датируется около 500 лет назад до нашей эры. В те годы открытки представляли собой листы папируса, которые расценивались египетской и китайской культурами как послание благосостояния и доброжелательности. Кардмейкинг - в переводе с английского «делать открытку». Техника изготовления открыток вручную зародилась еще в Древнем Китае. Там существовал обычай – в канун Нового года обмениваться открытками, приглашениями, поздравлениями, сделанными своими руками. Такие открытки носили очень индивидуальный характер, были украшены в соответствии со вкусом, характером, индивидуальностью адресата, снабжались только ему посвященными афоризмами, надписями и пожеланиями. В 1400 году открытка, сделанная вручную, попала в Европу и обрела необычайную популярность. Почти до конца 19 века во всех уголках Европы люди поздравляли друг друга именно самодельными открытками. В то время не было почты, поэтому открытки доставлялись людям лично. Из-за этого процесс дарения был недешевым  и только богатые люди могли позволить себе обмениваться открытками. К концу 19 века начался научно-технический прогресс, появились специальные печатные устройства, а сними и первые типографии. Производство открыток было поставлено на конвейер, отпала необходимость делать в подарок открытки своими руками - гораздо проще и дешевле стало купить однотипную поздравительную открытку.

 

г) Рассказывая об изготовлении открыток,  не надо употреблять постоянно иностранные слова – скажут: «Мы русские люди».

 

д) Когда выбор варианта сделан, отметить, что открытка ручной работы – особый вид рукоделия, ведь при ее изготовлении мастер вкладывает в поздравление свою душу и сердце, придает подарку индивидуальность. Это не просто карточка, украшенная кружевом, бусинками, картинками, это та самая часть души мастера, которую он дарит в качестве подарка.

 

е) Ведущий работает над своей открыткой  и, если есть вопросы, приходит на помощь другим участникам.

 

Рефлексия

 

а) Представление выполненных работ (ведущий оценивает деятельность участников и по их работам отмечает изменения мыслей и чувств, улучшение эмоционального фона встречи).

 

б) Награждение победителей  (небольшие подарки). Участники сами  выбирают лучшие работы, обосновывая свой выбор.

 

в) В заключительном слове ведущий советует присутствующим не ограничиваться только этим занятием. В домашних условиях можно заняться плетением из бисера, оригами, аппликацией и т.д., что тоже снимет стресс и поможет сосредоточиться.

 

г) Если кто захочет выразить свое мнение о мастер-классе – выслушаем, прокомментируем.

 

д) Фотография участников с выполненными работами (у нас такая традиция -после каждого заседания клуба фотографируемся и пополняем альбом).

 

Планируемое общее время встречи-1,5-2 часа.

 

 

 

 


Мастер- класс для детей с нарушением зрения «Зимние узоры»

 23/11/23 

Мастер- класс для детей с нарушением зрения

 

«Зимние узоры»

 

 

 

 

Подготовила: Иванова Елена Геннадьевна,

 

зав. отделом обслуживания читателей

 

МБУК «Пушкиногорская центральная районная библиотека»

 

                                               

 

 

Цель: приобщить детей с ОВЗ к изобразительному творчеству.

 

Задачи:

 

- познакомить с техникой «восковые мелки + акварель»,

 

- развивать усидчивость, терпение, внимание и воображение;

 

- воспитывать интерес к творческому процессу детей с ОВЗ и слабовидящих детей;

 

- создать комфортную психологическую обстановку.

 

Материалы: белый альбомный лист А4, восковые мелки или восковые свечи, акварельные краски (голубая, синяя), кисть или губка.

 

Особенности мастер-класса.

 

В ходе предварительной работы по подготовке к мероприятию для выполнения была выбрана одна из нетрадиционных техник рисования восковыми мелками и акварелью. На первый взгляд, кажется, что эти два материала несовместимы, поскольку воск отталкивает воду. Но именно это свойство и позволяет добиваться удивительных результатов – картины, нарисованные восковыми мелками и акварелью необычайно выразительны. 

 

Данный материал доступен для детей с нарушением зрения как вид творчества, поскольку материал должен быть четким, точным, ярким и красочным. Кроме того, эта техника рисования позволяет использовать разные материалы (знакомит с разными материалами), чистые локальные цвета (по рекомендациям, предпочтительнее использовать темные изображения на белом фоне и наоборот).

 

Нетрадиционное рисование — основа многих арт-терапевтических техник, позволяет преодолеть чувство страха, вселяет уверенность в себе, дарит свободу самовыражения.

 

Ход занятия

 

Здравствуйте ребята!

 

Какое время года у нас сейчас? Кто знает?

 

Пришла Зимушка -  зима стало холодно, заковала льдом речки и озера, землю и деревья укрыла своим снежным одеялом, а на окошках решила нарисовать причудливые узоры.

 

А вы видели на окошках зимние узоры?

 

Давайте посмотрим.

 

Презентация фото зимних узоров

 

Очень красивые узоры, разные завитки, круги, линии, звездочки и снежинки умеет рисовать Зима.

 

Вот послушайте, какие стихи написал о морозных узорах писатель Сергей Косолапов.

 

Узоры на стекле
Мела метель метлою белой.
На замороженном окне
Мороз своей рукой умелой
Нарисовал рисунок мне.

Нарисовал он на просторе
Крутых изгибов кружева.
И на стекле слились узоры
И разглядел я лишь едва,

Что между нитей и сплетений,
Ажурных лент из серебра,
Есть много разных ответвлений,
Что незамечены сперва.

В них я увидел совершенство
И плавных линий волшебство
И окунулся в свое детство,
Смотря в узорное стекло.

 

Очень красивое стихотворение.

 

А скажите с чем автор сравнил морозный узор? (Ажурные ленты, кружево)

 

Ребята, давайте тоже попробуем нарисовать морозный узор, но не стекле, а на бумаге.

 

Возьмем наши белые листочки бумаги и представим, что этот окно, и мы с вами нарисуем узоры на нем. И не просто нарисуем, а как зима невидимо поколдуем.

 

Но сначала отступим 2 сантиметра от края листа бумаги белым восковым мелком нарисуем рамку окна, она может быть и узкая, и широкая, пока она не видна и сливается с цветом бумаги. Но скоро произойдет волшебство.

 

Затем взяли в ручки восковой мелок синего или голубого цвета и рисуем разнообразные узоры на «стекле» нашего окошка (это могут быть изогнутые линии, завитки, снежинки и т.п.)

 

Чтобы изображение лучше проявилось, необходимо взять широкую кисть или губку обмакнуть в голубую (синюю) краску и покрыть лист крупными мазками. Рисунок появится как по волшебству!

 

Посмотрите на рисунки мы с вами настоящие волшебники.

 

Зима, позавидует красоте наших «морозных узоров».

 

Вот так чудо, на окне
Снежные узоры!
Дед мороз  рисует мне
Сказочные  шторы!

 

В этой технике «акварель и восковые мелки» можно рисовать разные картины. Вам понравилось рисовать?

 

До новых встреч!

 

 

 

   

 

Литература

 

1. Казакова Р.Г. Занятие по рисованию с дошкольниками : Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей. - СПб. : КАРО, 2007. - 178 с.

 

2. Киселева М.В. Арт - терапия в работе с детьми. СПб. : Речь, 2008.

 

3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под. ред.  Л.И. Плаксиной.